Будущее за цифровизацией. Это не фраза героев фантастических книг, а наша реальность. Те отрасли, которые быстрее переходят на цифру, более активно развиваются. Согласно данным, полученным за третий квартал уходящего года, в России лучшие темпы роста показали реклама, машиностроение и транспортная сфера.
Поговорим о последней. Количество грузоперевозчиков и доходы компаний, которые специализируются на доставке грузов, прилично увеличились. Рост прибыли составляет тринадцать процентов. Количество новых компаний почти в два раза больше количества тех, что закрылись и ушли с рынка, если сравнивать показатели с аналогичным периодом 2022 года. Естественно, отрасль, которая демонстрирует столь высокие результаты, интересует инвесторов на бирже. Самый яркий пример компания Globaltruck. В период с сентября 2022 года и до начала этой осени ее акции подорожали на 2605%.
Положительную динамику, которую показывают грузоперевозчики, эксперты связывают с несколькими объективными факторами. Во-первых, этому способствует переориентация торговли с Запада на Восток. Во-вторых, важную роль играют перспективы развития отрасли, что во многом связано с ее цифровизацией.
Со слов Ильи Дмитриева, управляющего директора группы компаний «Монополия», сегодня грузоперевозки можно сравнить с такими сферами как такси и онлайн-торговля, которые в новом формате уже полностью встроились в экономику, став ее значимой частью. Уже существующие платформы для логистов подразумевают различные бизнес-модели взаимодействия всех заинтересованных сторон. Они являются двигателем развития отрасли, обеспечивая ее трансформацию в соответствии с вызовами современности. Леонид Делицын, аналитик «Финама», также видит будущее логистики за цифровизацией. Он считает, что инвесторы оценят инновации, так как те ведут к снижению издержек всех участников рынка.
Польза цифровизации очевидна. Она облегчает целый ряд деловых процессов. Среди них транспортный поток, загрузка машин, документооборот. Отныне все это может происходить в режиме онлайн.
По уровню цифровизации на первое место выходят перевозки, известные под названием FTL (Full Truck Load), доля которых на современном рынке составляет восемьдесят восемь процентов. Под термином понимают загрузку фур товарами только одной компании. И хотя FTL абсолютный лидер в области цифровизации процессов, ее уровень и тут пока не очень высокий, а значит есть куда расти. По данным статистики, в США, где большинство логистических компаний имеют порядка двадцати шести машин, он равняется двум процентам, а в Китае, где у одной компании в среднем по четыре фуры, составляет одиннадцать. Точных данных по России нет, но эксперты полагают, что наши показатели ближе к китайским. Чем меньше грузовиков приходится на одного игрока рынка, тем выгоднее внедрять цифровые технологии в работу, потому что это на порядок повышает "хромающую" эффективность.
В настоящее время логистам доступен целый ряд цифровых площадок, специализирующихся на разных процессах. Для начала это доски объявлений. Они позволяют перевозчику найти владельца груза и подписаться на доставку по адресу назначения. Сервисы для управления перевозками дают возможность в режиме нон-стоп следить за тем, как происходит загрузка и перевозка товара, а также контролировать документооборот. Маркет-плейсы логистической сферы проводят транзакции между игроками рынка, имея при этом доход с каждой сделки по средством комиссии.
Цифровизация - это будущее. Можно отложить новшества на потом, но надо понимать, что такой подход снизит конкурентоспособность компании. Если же в первых рядах заняться обновлением бизнес-процессов, есть шанс вывести свое дело на новый уровень, пока остальные игроки только начинают задумываться о перспективах.