Найти в Дзене
Лахта Центр

РУССКИЙ МУЗЕЙ НАЧАЛ РЕСТАВРАЦИЮ «ПОСЛЕДНЕГО ДНЯ ПОМПЕИ»

Картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова покинула Академический зал Михайловского дворца и переехала в корпус Бенуа, где впервые почти за 200 лет будет осуществлена ее комплексная научная реставрация. Подробнее о самом шедевре и процессе его восстановления рассказывает Михаил Борисов.

Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»
Карл Брюллов, «Последний день Помпеи»

Переезд картины из Академического зала в корпус Бенуа
Переезд картины из Академического зала в корпус Бенуа

Планы реставраторов

Картину очистят от пожелтевшего лака, поновлений, уберут кракелюры — трещины в краске — и проведут специальную фотосессию в прямом и косом освещение. «Мы увидим картину такой, какой ее задумал Брюллов», — говорит Марат Дашкин, художник-реставратор, заведующий Отделом реставрации масляной живописи Русского музея. Картина станет ярче и чище. Будет восстановлена в первозданном виде и массивная, покрытая сусальным золотом рама.

Марат Дашкин, художник-реставратор, заведующий Отделом реставрации масляной живописи Русского музея
Марат Дашкин, художник-реставратор, заведующий Отделом реставрации масляной живописи Русского музея

Реставрация — это всегда открытия и новые прочтения. Уже проведена съемка картины в инфракрасном свете и, как рассказывает художник-реставратор Ольга Кленова, обнаружены места, которые Брюллов переписывал — изменял позы персонажей, освещение, делал ярче отсветы молний. К примеру, в правой части полотна Брюллов первоначально написал девушку с приподнятой головой, но затем добавил драматизма, и в окончательном виде тело невесты в венке уже распростерто на земле.

Инструменты реставраторов
Инструменты реставраторов

Реставрация «Последнего дня Помпеи» проходит благодаря поддержке ПАО «Газпром» — партнера реставрационных проектов Русского музея. Работы продлятся до осени будущего года, когда шедевр, среди других почти 300 работ Брюллова, предстанет на грандиозной выставке «Великий Карл» в Михайловском замке, приуроченной к 225-летию художника.
По словам генерального директора Русского музея Аллы Маниловой, в музее приняли беспрецедентное решение: ход реставрации будет максимально открыт и посетители смогут наблюдать за трудом пяти реставраторов сквозь застекление.

Генеральный директор Русского музея Алла Манилова
Генеральный директор Русского музея Алла Манилова

История картины

В июле 1827 года Карл Брюллов приехал в Неаполь, несколько дней осматривал улицы и постройки разрушенного извержением Везувия города. По свидетельству художника Михаила Железнова «в голове Брюллова блеснула мысль написать большую картину и представить на ней гибель Помпеи». Художник поделился этой мыслью со своим спутником промышленником и меценатом Анатолием Демидовым, который «дал ему слово купить задуманную им картину, если он ее напишет».

В 1828 году Брюллов сообщал брату Федору: «Эскиз для картины… приведён в порядок; сочинение следующее: “Последний день Помпеи”… Пункт избрал на улице Гробниц, и декорацию всю взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя. По правую сторону помещаю группу матери с двумя дочерьми (скелеты сии найдены в таком положении). Сзади видна теснящаяся группа на лестнице, ведущей в гробницу. Люди накрывают головы табуретками и вазами (спасаемые ими вещи все взяты мной из музея). Возле сей группы — бегущее семейство: муж закрывает плащом себя и жену, держащую грудного ребенка. В середине картины — упавшая женщина, лежащая без чувств. Младенец на груди ее спокойно смотрит на живую сцену смерти. Опрокинутая колесница мчима конями, разъяренными от падающего раскаленного пепла. Рядом бежит жрец, уносящий жертвенник. Возле него я ввожу случай, происшедший с самим Плинием: мать его, обремененная летами, не будучи в состоянии бежать, упрашивает сына своего спастись, но сын не оставляет мать, а с усилием тянет ее за собой. Между этой группой и жрецом видны два молодые помпеянина, несущие на своих плечах больного старика отца; в промежутках групп помещены разные фигуры».

Фрагмент позолоченной рамы
Фрагмент позолоченной рамы

Работу над картиной Карл Брюллов окончил в 1833 году. От замысла до завершения прошло шесть лет. «Для написания “Помпеи” мне еще мало было таланта, мне нужно было пристально вглядеться в великих мастеров», — вспоминал слова Брюллова скульптор Николай Рамазанов. Брюллов писал копию фрески Рафаэля «Афинская школа» и изучал его «Пожар в Борго» в Ватикане, ездил в Венецию смотреть полотна Тинторетто и Тициана.
В картине «Последний день Помпеи» классическую живописную традицию накрывает волна эмоционального и чувственного романтизма. Брюллов, художник сильного темперамента, пишет не героев, но трагедию живых людей, как и другой романтик и его современник Теодор Жерико в «Плоте “Медузы”».

Рама картины
Рама картины

В 1833 году Карл Брюллов показывает картину публике в собственной мастерской в Риме. Успех был ошеломительным, в мастерскую шли толпы, Б
рюллова узнавали на улицах, а мастер исторической живописи Винченцо Камуччини прямо сказал Брюллову: «Вы — колосс!»
Картину показали в Милане, затем — на Парижском салоне. К Брюллову пришла мировая слава. В 1834 году владелец картины Анатолий Демидов отправил ее морским путем в Россию. Картина очень понравилась Николаю I, и Демидов подарил ее императору. По распоряжению Николая I «Последний день Помпеи» поместили в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения.

-8

Скрытые смыслы

«Последний день Помпеи» — картина эпическая и одновременно личная, лирическая. Брюллов изобразил в образе четырех персонажей свою возлюбленную — графиню Юлию Самойлову. Возле нее он поместил и себя, бредущего с ящиком красок. И, кажется, точнее всех картину воспринял Николай Гоголь, в частности написавший о Брюллове и «Последнем дне Помпеи»: «Он (Брюллов) представил человека как можно прекраснее; его женщина дышит всем, что есть лучшего в мире. Его человек исполнен прекрасно — гордых движений… Нет ни одной фигуры у него, которая бы не дышала красотой, где бы человек не был прекрасен. Все общие движения группы его дышат мощным размером и в своем общем движении уже составляют красоту…»

Карл Брюллов с ящиком красок и справа от художника — графиня Юлия Самойлова
Карл Брюллов с ящиком красок и справа от художника — графиня Юлия Самойлова

#культурныйкод