Найти тему

"Самый страшный шутинг в истории Чехии". Психология скулшутинга: понимание мотивов и предупреждение

Так назвал стрельбу в Карловом университете 21 декабря 2023 г. президент Чехии Петр Павел.

На площади Яна Палаха в центре Праги произошла стрельба, как сообщил Reuters, ссылаясь на чешскую полицию. Инцидент случился в Карловом университете, где расположен философский факультет. По последним данным, как минимум 15 человек погибли, а 24 получили ранения.

Фото: https://nb-ugra.ru/2022/09/26/снова-стрельба-в-школе-скулшутинг-в-иж/
Фото: https://nb-ugra.ru/2022/09/26/снова-стрельба-в-школе-скулшутинг-в-иж/

Незамедлительно после инцидента на место происшествия были направлены спасатели, скорая помощь и сотрудники полиции из всех частей Праги. Известно, что около девяти человек получили серьезные ранения, а остальные - ранения средней и легкой степени тяжести. В настоящее время проводятся экстренные меры для обеспечения безопасности и оказания помощи пострадавшим.

По сведениям местных СМИ, подозреваемым в инциденте мог быть 24-летний Давид Козак. Согласно сообщению, опубликованному 9 декабря в Telegram-канале на русском языке, он якобы рассказывал о своей подготовке к скулшутингу. В своем дневнике он называл трагедию в Казани, устроенную Ильназом Галявиевым, а также недавнюю стрельбу в Брянске, организованную Алиной Афанаскиной, своими "источниками вдохновения".

Почему происходят подобные явления?

Что служит мотивом и причинами?

Есть ли способы предотвратить подобные трагедии?

Скулшутинг - это тяжелая и остро актуальная проблема в современном обществе. Этот термин обозначает инциденты, когда студент или бывший студент открывает огонь по зданию учебного заведения, часто с ужасными последствиями.

Понимание психологических факторов, которые могут привести к таким событиям, а также разработка методов предупреждения - важный аспект психологии скулшутинга.

Первый и очень важный аспект, который стоит обсудить, - это мотивы, которые могут привести к скулшутингу. Они могут быть разнообразными и индивидуальными для каждого случая, однако некоторые общие факторы стоит отметить. Часто причиной является глубокое чувство отчуждения и общей ненависти к миру, а также негативный опыт общения с окружающими. Отсутствие поддержки со стороны друзей и семьи, наличие проблем в школе или университете, и общая неспособность справиться с негативными эмоциями могут также быть причинами скулшутинга.

Кроме того, важно обсудить
психологические предпосылки для проявления насилия. Некоторые исследования указывают на то, что некоторые скулшутеры могут иметь психические расстройства, такие как депрессия, тревожные расстройства или расстройства аутистического спектра.

Однако необходимо отметить, что не все люди с такими расстройствами обращаются к насилию, и большинство людей с психическими расстройствами не представляют угрозы для общества.

Важным аспектом психологии скулшутинга является р
азработка методов предупреждения и реагирования. Это включает в себя создание культуры безопасности в учебных заведениях, внедрение программ психологической поддержки для студентов, а также обучение преподавателей и администрации школ применению эффективных стратегий конфликтологии и обеспечения безопасности.

Необходимо также осознать, что проблема скулшутинга требует не только
психологического подхода, но и многопрофессиональной работы. Вовлечение правоохранительных органов, социальных работников, педагогов и здравоохранительных работников имеет ключевое значение для предотвращения и реагирования на угрозы насилия в образовательных учреждениях.

Что можно предложить психологическим и социальным службам для предотвращения скулшутинга:

1. Обучение эмоциональной грамотности: обеспечение учащихся навыками управления эмоциями, развитием привязанности и эмпатии. Это поможет снизить вероятность, что ученики станут жертвами или злоумышленниками.

2. Раннее идентифицирование признаков скулшутинга: обучение педагогов, администрации и родителей узнавать предупреждающие сигналы, такие как смена поведения, ухудшение учебных результатов и социальная изоляция, чтобы оперативно реагировать и помочь это остановить.

3. Создание безопасной среды и школьной культуры: обеспечение принципов уважения и ненасилия во всей школе, настройка нулевой терпимости к скулшутингу и создание системы поддержки, чтобы помочь ученикам, которые станут жертвами или злоумышленниками.

4. Проведение тренингов и курсов по конфликтологии и миролюбию: повышение уровня осведомленности и умений решать конфликты мирным путем, а также активное привлечение школьного сообщества к этому процессу.

5. Снижение неравенства и социальной изоляции среди учащихся: усиление политик инклюзии и равноправия, участие в таких мероприятиях, которые способствуют объединению учащихся и созданию дружественной среды.

6. Включение специалистов по психологии и социальной работе в школьную программу: участие экспертов, способных оказывать поддержку и помощь учащимся, особенно в кризисных ситуациях.

7. Проведение информационных кампаний и мероприятий по просвещению: организация лекций, семинаров и мероприятий, направленных на информирование школьного сообщества о проблеме скулшутинга, его последствиях и способах предотвращения.

8. Вовлечение учащихся в разработку и реализацию программ противодействия скулшутингу: участие учеников в создании правил, политики и мероприятий, чтобы они чувствовали свою ответственность и влияние на процесс.


Важно помнить, что предотвращение скулшутинга является комплексной задачей, и нежелательным является использование суровых наказаний и страха. Создание безопасной и доброжелательной среды, активное вовлечение в образовательный процесс и усиление связей внутри школы и с местным сообществом - это основные факторы, способствующие предотвращению скулшутинга.

-2