Все мы знаем трагичную историю гигантского лайнера под названием «Титаник». Мир не видел корабля больше, все называли его непотопляемым судном, однако судьба повернулась так, что этот «несокрушимый» корабль столкнулся с айсбергом и затонул в первом же рейсе, унеся с собой жизни минимум 1500 человек. Но мало кто знает, что у «Титаника» было 2 «брата» — «Британник» и «Олимпик»!
Несмотря на то, что в историю три брата-корабля вошли как четырёхтрубные лайнеры, изначально кораблестроители хотели оборудовать их тремя дымовыми трубами. Кажется, что лишь для создания более могущественного вида «Титанику», «Олимпику» и «Британнику» добавили четвертую трубу — она была декоративной. Эксперты рассказывают подробную историю двух лайнеров, судьба которых была лишь чуть менее захватывающей, чем у «Титаника»
История «Британника»
«Британник», последний представитель известного трио судов, начинал свою историю под именем «Гигантик». Этот корабль, задуманный как символ морского великолепия и величия, принимал участие в Первой Мировой войне.
В ноябре 1915 года британское правительство перепрофилировало «Британник» в госпитальное судно: специальных кораблей не хватало, поэтому лайнеру пришлось стать «морским врачом». Судостроители начали серьезную трансформацию внутреннего пространства корабля: каюты для пассажиров стали больничными палатами, а просторные залы первого класса превратились в медицинские кабинеты и операционные.
Внешний вид «Британника» тоже изменился и стал соответствовать новому назначению. Корпус окрасили в цвета, характерные для госпитальных кораблей: белоснежный «фон» с зеленой полосой и красными крестами.
Согласно международным конвенциям, такая окраска защищала медицинские судна в военное время от нападений противника.
Однако 21 ноября 1916 года, между островом Кеа и греческим побережьем, медицинский лайнер наткнулся на морскую мину, установленную немецкими минерами, быстро накренился и ушёл под воду через 55 минут после взрыва.
Интересная страница в истории «Британника» — связь с Вайолет Джессоп. Эта девушка имеет удивительную судьбу: она была на борту «Титаника» во время его первого и последнего рейса, ей удалось выжить в катастрофе, но судьба сделала ее пассажиркой «Британника», во время крушения которого она тоже спаслась! То, что Джессоп удалось пережить аж 2 гигантских лайнера — удивительное стечение обстоятельств, которое подтверждает, что жизнь может преподносить разные сюрпризы.
Жизнь «Олимпика»
Пассажирский пароход «Олимпик» заслуживает особого внимания среди сестринских судов этого класса. В отличие от других братских кораблей, «Олимпик» прослужил многие годы, пока его не списали в связи с устареванием. Его судьба контрастирует с трагическими историями «Титаника» и «Британника»: он регулярно совершал рейсы между Саутгемптоном и Нью-Йорком, а всего судно совершило почти 260 путешествий до того, как его вывели из эксплуатации в 1935 году.
В начале своего пути «Олимпик» обладал белоснежным корпусом, предназначенным для того, чтобы судно превосходно смотрелось на рекламных снимках. Однако после того, как корабль начал свои плавания, его облик поменяли — корпус окрасили в традиционный чёрный цвет.
Первый рейс «Олимпика» прошёл без замечаний, но со временем пассажиры начали высказывать недовольство из-за того, что на борту было слишком холодно.
Особенно это чувствовалось на променаде палубы А, который был полностью открыт и подвержен воздействию ветра, морских брызг и дождей. Владельцы учли критику пассажиров, и часть этой палубы на «Титанике» уже была застеклена — это стало важным отличием между судами.
Карьера «Олимпика» не была лишена трудностей. При первом спуске на воду он столкнулся с дамбой — это стало первым из ряда неудач, потом вечно попадал в мелкие и крупные аварии...
Более того, изначально корабль не был застрахован, что вызвало затруднения при попытках застраховать его после нескольких инцидентов. Страховые компании совсем не хотели связывать себя с лайнером, имевшим репутацию «неудачника» — выплачивать владельцам огромные деньги на ремонт не хотел никто.
«Олимпик» преодолел ряд непростых испытаний, ключевым из которых было столкновение с британским крейсером «Хоук». Это событие нанесло серьёзный удар по финансам компании «Уайт Стар Лайн», восстановление корабля потребовало огромных средств. В связи с тем, что у владельца не было достаточно денег, «Олимпик» временно отшвартовали в белфастские доки — там судно ждало, пока хозяева решат его судьбу.
Весной 1917 года «Олимпик» трансформировался, став частью военно-морского флота Великобритании: во время военных рейсов он транспортировал по итогу свыше 120 000 человек, неоднократно преодолевал Атлантику и четырежды уходил от атак немецких подводных лодок невредимым.
Трагедия с «Титаником» породила у моряков справедливые опасения о безопасности «Олимпика» — экипаж не хотел повторить судьбу «непотопляемого» лайнера. Это привело к забастовкам моряков, которые хотели повышения безопасности: команда требовала увеличения количества спасательных шлюпок с 20 до 42 и поднятия водонепроницаемых переборок до уровня палубы Б. Компания согласилась принять меры и убедила моряков вернуться к работе на борту «Олимпика».
Самый яркий момент в истории «Олимпика» — 12 мая 1918 года, когда борт оказался в эпицентре морского противостояния. Лайнер сопровождали четыре британских эсминца, он столкнулся с немецкой подводной лодкой U-103. Субмарина, находясь под водой, выпустила три торпеды в сторону «Олимпика», однако корабль смог увернуться от двух из них, а третья торпеда сама прошла мимо. Когда подводная лодка всплыла, «Олимпик», несмотря на отсутствие серьёзного вооружения, совершил неожиданный манёвр: он направился навстречу подлодке и на всем ходу протаранил субмарину.
От такого удара лодка противника начала тонуть. Этот эпизод стал свидетельством не только мужества команды «Олимпика», но и необычной устойчивости самого корабля.
После окончания службы в 1935 году «Олимпик» нашёл новое применение: элементы его интерьера демонтировали и интегрировали в дизайн отеля «Белый Лебедь». Декорации с лайнера позже вдохновили кинематографистов при создании сцен для фильма «Титаник». В том же году корабль продали и окончательно разобрали на металлолом.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: