Найти тему
Путешествия, туризм, наука

История «Олимпика» и «Британника»: судьба легендарных кораблей-братьев «Титаника»

Оглавление

Все мы знаем трагичную историю гигантского лайнера под названием «Титаник». Мир не видел корабля больше, все называли его непотопляемым судном, однако судьба повернулась так, что этот «несокрушимый» корабль столкнулся с айсбергом и затонул в первом же рейсе, унеся с собой жизни минимум 1500 человек. Но мало кто знает, что у «Титаника» было 2 «брата» — «Британник» и «Олимпик»!

Несмотря на то, что в историю три брата-корабля вошли как четырёхтрубные лайнеры, изначально кораблестроители хотели оборудовать их тремя дымовыми трубами. Кажется, что лишь для создания более могущественного вида «Титанику», «Олимпику» и «Британнику» добавили четвертую трубу — она была декоративной. Эксперты рассказывают подробную историю двух лайнеров, судьба которых была лишь чуть менее захватывающей, чем у «Титаника»

История «Британника»

«Британник», последний представитель известного трио судов, начинал свою историю под именем «Гигантик». Этот корабль, задуманный как символ морского великолепия и величия, принимал участие в Первой Мировой войне.

В ноябре 1915 года британское правительство перепрофилировало «Британник» в госпитальное судно: специальных кораблей не хватало, поэтому лайнеру пришлось стать «морским врачом». Судостроители начали серьезную трансформацию внутреннего пространства корабля: каюты для пассажиров стали больничными палатами, а просторные залы первого класса превратились в медицинские кабинеты и операционные.

Внешний вид «Британника» тоже изменился и стал соответствовать новому назначению. Корпус окрасили в цвета, характерные для госпитальных кораблей: белоснежный «фон» с зеленой полосой и красными крестами.

Согласно международным конвенциям, такая окраска защищала медицинские судна в военное время от нападений противника.

Однако 21 ноября 1916 года, между островом Кеа и греческим побережьем, медицинский лайнер наткнулся на морскую мину, установленную немецкими минерами, быстро накренился и ушёл под воду через 55 минут после взрыва.

Интересная страница в истории «Британника» — связь с Вайолет Джессоп. Эта девушка имеет удивительную судьбу: она была на борту «Титаника» во время его первого и последнего рейса, ей удалось выжить в катастрофе, но судьба сделала ее пассажиркой «Британника», во время крушения которого она тоже спаслась! То, что Джессоп удалось пережить аж 2 гигантских лайнера — удивительное стечение обстоятельств, которое подтверждает, что жизнь может преподносить разные сюрпризы.

Жизнь «Олимпика»

Пассажирский пароход «Олимпик» заслуживает особого внимания среди сестринских судов этого класса. В отличие от других братских кораблей, «Олимпик» прослужил многие годы, пока его не списали в связи с устареванием. Его судьба контрастирует с трагическими историями «Титаника» и «Британника»: он регулярно совершал рейсы между Саутгемптоном и Нью-Йорком, а всего судно совершило почти 260 путешествий до того, как его вывели из эксплуатации в 1935 году.

В начале своего пути «Олимпик» обладал белоснежным корпусом, предназначенным для того, чтобы судно превосходно смотрелось на рекламных снимках. Однако после того, как корабль начал свои плавания, его облик поменяли — корпус окрасили в традиционный чёрный цвет.

Первый рейс «Олимпика» прошёл без замечаний, но со временем пассажиры начали высказывать недовольство из-за того, что на борту было слишком холодно.

Особенно это чувствовалось на променаде палубы А, который был полностью открыт и подвержен воздействию ветра, морских брызг и дождей. Владельцы учли критику пассажиров, и часть этой палубы на «Титанике» уже была застеклена — это стало важным отличием между судами.

Карьера «Олимпика» не была лишена трудностей. При первом спуске на воду он столкнулся с дамбой — это стало первым из ряда неудач, потом вечно попадал в мелкие и крупные аварии...

Более того, изначально корабль не был застрахован, что вызвало затруднения при попытках застраховать его после нескольких инцидентов. Страховые компании совсем не хотели связывать себя с лайнером, имевшим репутацию «неудачника» — выплачивать владельцам огромные деньги на ремонт не хотел никто.

«Олимпик» преодолел ряд непростых испытаний, ключевым из которых было столкновение с британским крейсером «Хоук». Это событие нанесло серьёзный удар по финансам компании «Уайт Стар Лайн», восстановление корабля потребовало огромных средств. В связи с тем, что у владельца не было достаточно денег, «Олимпик» временно отшвартовали в белфастские доки — там судно ждало, пока хозяева решат его судьбу.

Весной 1917 года «Олимпик» трансформировался, став частью военно-морского флота Великобритании: во время военных рейсов он транспортировал по итогу свыше 120 000 человек, неоднократно преодолевал Атлантику и четырежды уходил от атак немецких подводных лодок невредимым.

Трагедия с «Титаником» породила у моряков справедливые опасения о безопасности «Олимпика» — экипаж не хотел повторить судьбу «непотопляемого» лайнера. Это привело к забастовкам моряков, которые хотели повышения безопасности: команда требовала увеличения количества спасательных шлюпок с 20 до 42 и поднятия водонепроницаемых переборок до уровня палубы Б. Компания согласилась принять меры и убедила моряков вернуться к работе на борту «Олимпика».

Самый яркий момент в истории «Олимпика» — 12 мая 1918 года, когда борт оказался в эпицентре морского противостояния. Лайнер сопровождали четыре британских эсминца, он столкнулся с немецкой подводной лодкой U-103. Субмарина, находясь под водой, выпустила три торпеды в сторону «Олимпика», однако корабль смог увернуться от двух из них, а третья торпеда сама прошла мимо. Когда подводная лодка всплыла, «Олимпик», несмотря на отсутствие серьёзного вооружения, совершил неожиданный манёвр: он направился навстречу подлодке и на всем ходу протаранил субмарину.

От такого удара лодка противника начала тонуть. Этот эпизод стал свидетельством не только мужества команды «Олимпика», но и необычной устойчивости самого корабля.

После окончания службы в 1935 году «Олимпик» нашёл новое применение: элементы его интерьера демонтировали и интегрировали в дизайн отеля «Белый Лебедь». Декорации с лайнера позже вдохновили кинематографистов при создании сцен для фильма «Титаник». В том же году корабль продали и окончательно разобрали на металлолом.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также: