Найти тему
Музейная Ведьма

Мюзикл «Айсвилль»: Снегурочка «по-Фон-Триеровски»

«Айсвилль» - жестокий, но ироничный мюзикл-притча о вечной зиме, в которой замерзает даже музыка, и о ледяных сердцах, которые все же тянутся к солнцу.

Путешествие в Айэсвилль стартует с черного билета и карты острова внутри театральной программки, а сам мюзикл начинается с приезда на этот остров детектива. Сначала зрителю кажется, будто режиссер вежливо приглашает расследовать убийство таинственной рыжеволосой девушки вместе с детективом, оставляя на карте подсказки. Однако, замысел интереснее, и четвертой стене еще только предстоит сломаться.

Айсвилль - само это слово емкое и наполненное, оно не раз будет обыграно в тексте пьесы. Анонс спектакля подсказывает, что зрителю предстоит столкнуться со «Снегурочкой» Островского в качестве литературной основы. Каламбурное название острова намекает на вечную зиму, а также невольно прочитывается, как поклон «Догвиллю» Ларса фон Триера.

Замерзать вместе с героями зрителю предстоит уже со взгляда на театральный занавес. Будто покрытый изморозью полиэтилен, представляющийся заиндевелым стеклом, сквозь которое пробиваются лучи солнца, в финале истории лишится своего очарования и окажется всего лишь куском материи, в которую необходимо завернуть мертвое тело.

Занавес поднимается и жители Айсвилля выходят на сцену во всей своей красе: потрясающие костюмы приковывают к себе внимание, завораживают, их хочется рассматривать. Все герои одеты в монохром, но серый цвет не выглядит скучно: многослойность, множественность текстур, причудливый крой, матовые и блестящие фактуры, будто изображающи разные виды льда, необычные прически – все эти детали подчеркивают индивидуальность персонажей, делают их запоминающимися.

-2

-3

Стоит отметить, что показать множество героев характерными, узнаваемыми крайне важно для детективного сюжета, в котором зрителю необходимо держать в уме подозреваемых. Спектакль отлично справляется с этой задачей. Кроме того замечательно передано ощущение зябкости: герои кутаются во множество одежд. Стилистически такое решение напоминает визуальный ряд в кинофильме «Тень» Чжана Имоу. Впрочем, один и тот же прием художники по костюмам обыгрывают по-разному. Образы настолько тщательно проработаны, что даже глаза жителей Айсвилля отливают морозной голубизной.

-4
-5

В этот момент раскрывается главная интрига: как именно будет звучать мюзикл а капелла? Хор персонажей имитирует разные музыкальные инструменты, сочетая вокал и битбокс. На протяжении пары часов зрителю также предстоит услышать речитатив и реминисценции с «Снегурочке» Римского-Корсакова. Пожалуй, про музыку можно было бы написать отдельный текст, и автор настоящей статьи надеется, что коллеги-музыковеды обязательно обратят свое внимание на «Айсвилль» (здесь явно есть, что похвалить и обсудить).

Из первой музыкальной сцены мы узнаем, что некоторое время назад в Айсвилль приехала девушка по имени Ева, которая впоследствии была убита. Детектив допрашивает каждого жителя и выясняет, что все они как-то были с ней знакомы, у каждого мог быть мотив. Все это происходит посреди морга: вновь в сценографии доминирует монохром и блестящие «ледяные» поверхности. Особое настроение задает холодное голубое освещение. Слушая истории героев, мы отправляемся в прошлое и начинаем изучать остров и его жителей уже с рыжеволосой девушкой.
Иронично, но Ева тоже приезжает на остров в поиске пропавшей девушки, своей подруги, таинственно исчезнувшей туристки.

Ева – другая, она выделяется рыжим цветом волос, светло-зеленой шубкой и непонятными для жителей Айсвилля оптимизмом и теплом. Она шокирует местных своим поведением: одновременно привлекая и отталкивая от себя. Динамика ее отношений с другими героями развивается очень похожим образом на судьбу героини «Догвилля»: чем дальше, тем больше агрессии в свой адрес получает девушка.

-6

Именно с Евой мы пройдем по ключевым местам, отмеченным на карте острова. Сцена будет превращаться в отель, церковь, резиденцию мэра и другие локации. Удивительно, как сценографам удалось сделать каждое пространство уникальным за счет минималистичных решений в декорациях. Ящики, вмонтированные в заднюю стену, будут представать то шкафчиком, где хранятся воспоминания, то цветочной оранжереей, то ячейками морга. Игра с температурой света также поможет визуально разделить пространство.

-7

Диалоги Евы и жителей Айсвилля друг с другом хочется записывать и цитировать. На слух текст сценария кажется довольно легким, но каждая фраза чем-то цепляет, как простая, но глубокая мудрость. Так мы узнаем, почему мюзикл звучит а капелла: в Айсвилле настолько холодно, что любая музыка, кроме человеческого голоса, мгновенно замерзает в воздухе. Также мы узнаем, что у жителей есть право на секс друг с другом только по белому билету, который можно получить у мэра города и использовать лишь раз в году, в ночь Ивана Купалы.

-8

Стоит ли говорить, что про настоящие чувства в Айсвилле давно никто не помнит, а героиня с раздвоением личности Бо, потерявшая дочь Лю, никак не может до конца сложить слоги в единое слово.

-9

Герой по имени Май (он же – Мизгирь по Островскому) тянется за любовью и теплом к Еве и прибегает к насилию, получив отказ. Однако под слоями одежды девушки лишь обнаженная душа, опаляющая и ослепляющая, как настоящее солнце, до которого невозможно дотронуться руками.

-10

После антракта вторая часть начинается с обращения мэра к жителям города. В это мгновение четвертая стена вновь ломается, ведь мэр обращается к зрительному залу. И чуть позже мы наконец-то узнаем, что означал черный билет, выданный нам на входе – это разрешение на убийство. Оказывается, мэр города выдал черный билет всем жителям, чтобы избавиться от Евы. И каждый оказался как-то причастен к этому событию, в том числе из зритель.

-11

Однако и это еще не финал, ведь о смерти Евы мы знаем изначально. Что же случится с детективом? И куда пропала подруга Евы, из-за которой и началась эта история? Не буду спойлерить, идите в театр разгадывать эту и другие загадки, что автор настоящей статьи решил не упоминать.

Подводя итоги вновь подчеркну, что эта постановка – наслаждение для глаз, слуха и души. Стоит ли смотреть? Однозначно, да!

-12