Найти тему
vv-34.ru

Волгоградцам объяснили, почему дети могут говорить им неправду

Психолог дала родителям рекомендации, как вести себя с ребенком, который врет.

«Каждому ребенку нужно пройти через ложь на пути к правде – хотим этого мы, родители, или не хотим, – объясняет руководитель региональной службы детского телефона доверия, психолог Наталья Миронова. – И только познав последствия обмана, человек понимает, что правда – предпочтительнее. Наша задача – помочь ребенку в этом». При этом ложь имеет разную природу. Прежде всего, надо отличать неправду от фантазии. В фантазии работает воображение, оно рисует ребенку чудесное, необыкновенное, желаемое. Из фантазии ребенка можно понять – в чем у ребенка есть скрытая потребность. Основная же причина детской лжи – страх наказания. Таким образом ребенок пытается скрыть проступок, отсрочить наказание; он очень сильно боится потерять любовь, заботу и уважение родителей. Возможно, в этом случае родителям стоит задуматься – соразмерно ли наказание проступку. Может быть, нужно внести коррективы? Вместе с ребенком обсудите правила, требования – и соответственно поощрения, похвалу за выполнение и санкции (варианты наказания), соразмерные проступку, возрасту и обязательно с сохранением чувства собственного достоинства. Другая причина лжи – желание произвести впечатление, удивить – чаще всего сверстников. Такая ложь – показатель заниженной самооценки ребенка.Ищите вместе с ребенком социально одобряемые способы презентации своей талантливости, уникальности. Также ложь может быть способом привлечь внимание родителей, получить «порцию» родительской заботы и тревоги. Поэтому уделяйте ребенку внимание, его не должно быть много, оно просто должно быть качественным – посвященным только ему и не связанным с удовлетворением базовых потребностей. Лучше погулять вместе, поиграть, посмотреть кино и т. д. У подростков ложь может быть защитой своего пространства, своих прав. В этом случае также нужно обсудить с подростком его границы, права и обязанности. Но в любом случае надо разговаривать с ребенком, анализировать и совместно прорабатывать варианты решения проблемы. Ругать, наказывать во всех случаях – не продуктивно, важнее обсуждение причин, чувств, и, главное, достоинств правды. И будьте внимательны к своей правде, не рассказывайте в присутствии детей о допущенной неправде в оправдательном ключе. На родительском примере у детей формируются модели поведения.

Игорь Фомичев. Фото: freepik.com