Найти тему

Как немецкий художник XIX века Фейт изобразил образы России, Германии и Италии

Помните, не так давно в сети обрели популярность картинки, созданные ИИ и олицетворяющие собой разные города России? Нечто подобное проделывали также со странами. Это, конечно, новые технологии, но сама идея старая. Издревле художники создавали аллегорические образы городов и стран в виде людей. Хочу показать в этом смысле работы немецкого художника XIX века Филиппа Фейта.

Этот художник вырос в атмосфере интеллектуализма, так как его мать была дочерью философа-экзегета Мендельсона, а отчим — выдающимся мыслителем и писателем-романтиком Фридрихом Шлегелем.

Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и события и еще Это просто поэзия

Филипп Фейт. "Аллегория России". 1840-е гг., Эрмитаж
Филипп Фейт. "Аллегория России". 1840-е гг., Эрмитаж

Заниматься живописью Фейт начал в детстве, в молодости поехал в Рим, где учился мастерству и одновременно работал — писал фрески в Доме Бардольди и в Козимо Массимо. Женился он на римлянке Каролине Пулини, дочери скульптора. Некоторые его фрески потом были перенесены на холст и хранятся в немецких музеях, в частности, те, где он аллегорически изобразил страны. Фейт также создал образ России, какой ее себе представлял, это живописное полотно сейчас хранится в Эрмитаже.

Как видим, Россия у него показана в виде юноши в шляпе с пером, скорее похожем на человека эпохи итальянского Возрождения, нежели на русского. Если справа от него вдали еще можно идентифицировать маковки церквей, то замок слева меньше всего похож на российскую архитектуру. В общем, ясно, что Фейт в России не был и плохо себе представлял, что это за страна. Тем не менее, Россию он уважал, что и видно из его картины.

Филипп Фейт. "Германия". 1834-1836. Фреска, перенесённая на холст. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
Филипп Фейт. "Германия". 1834-1836. Фреска, перенесённая на холст. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

Иное дело — его родина Германия. Фатерланду художник посвятил аж две фрески, один образ он создал в 1834-36 годах, второй в 1848. В обоих случай Германия предстает в виде женщины. В первом варианте она сидит под романтическим деревом с мечом на коленях и щитом, на котором красуется герб. Гербы немецких земель видны и внизу картины. Германия здесь, хотя и с оружием, но не выглядит воинственно. Скорее, она поэтична.

Филипп Фейт. "Германия". 1848. Фреска. Церковь Св. Павла, Франкфурт-на-Майне. Перенесена в Германский национальный музей, Нюрнберг
Филипп Фейт. "Германия". 1848. Фреска. Церковь Св. Павла, Франкфурт-на-Майне. Перенесена в Германский национальный музей, Нюрнберг

Иной образ предстает в другой фреске. От нее так и веет патриотизмом. Германия держит меч и оливковую ветвь в одной руке. В другой — древко большого развевающегося флага. На голове оливковый же венок. Образ как бы говорит: да, мы хотим мира, но если что... меч мы держим наготове! Фундаментально, что сказать, и совершенно ясный посыл.

Филипп Фейт. "Италия". 1834-1836. Фреска, перенесённая на холст. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне
Филипп Фейт. "Италия". 1834-1836. Фреска, перенесённая на холст. Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне

И конечно, Фейт не мог проигнорировать Италию — страну, которую он искренне полюбил. Ее образ тоже женский и совершенно не воинственный. Красивая итальянка сидит на античном камне и держит в одной руке древко с крестом, в другой — оливковую ветвь, которую задумчиво разглядывает. Поза Италии напоминает ту, в какой художники прошлого часто изображали Мадонну.

Кстати, Фейт был убежденным католиком.

Читайте еще на моем канале:

"Охотники за искусством": как советские коллекционеры спасали "декадентское" искусство

Музей эмоций: интересная попытка поиграть чувствами людей