Храм Воскресения Христова (также известный как Спас-на-Крови) расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова. Это великолепное, многоцветное сооружение было возведено на месте смертельного ранения императора - Александра II.
Существует легенда, что когда Александр II был в Париже, гадалка предсказала ему, что он переживет шесть покушений, а погибнет от седьмого. К сожалению, это предсказание сбылось 1 марта 1881 года, когда император был смертельно ранен на набережной Екатерининского канала. Стоит отметить, что жизнь царя могла быть спасена дважды в тот день, но череда неправильных действий его охраны привела к фатальному ранению.
После первой неудачной попытки убийства царя, когда бомбу кинул Николай Рысаков, император остановил свою карету и вышел на набережную, чтобы помочь пострадавшим. Охрана допустила это, несмотря на то, что было очевидно, что террористов было несколько. Император успел сделать несколько шагов и вторая бомба, кинутая Игнатием Гриневицким, попала прямо под ноги царя. Тут снова ошибка врача, раненого царя с оторванными ногами, не наложив ему никакие жгуты, везут не в больницу, а в Зимний дворец.
После того как было совершено покушение на Александра II, прошло 40 минут, прежде чем его осмотрел лейб-медик С.П. Боткин. Он сделал перевязку артерий, но, к сожалению, было уже слишком поздно, и через полтора часа император скончался. Именно потеря крови стала причиной смерти Александра II.
Прямо напротив места покушения, на Конюшенной площади, находился придворный госпиталь. Современников удивляло, почему императора сразу не повезли в этот госпиталь, где его могли спасти.
Вскоре после смерти императора Александра II, место на набережной канала, где он был смертельно ранен, стало известно как «место его трагической гибели», хотя на самом деле император скончался в Зимнем дворце.
На следующий день после покушения на жизнь императора Александра II его сын, Александр III, издает указ о возведении памятного храма на месте этого ужасного события. 17 апреля 1881 года была освящена небольшая часовня, построенная по проекту архитектора Леонтия Бенуа. В ней ежедневно проводились панихиды по убитому императору Александру Николаевичу.
Через стеклянные двери часовни можно было увидеть часть ограды набережной, где и оборвалась жизнь императора, и часть булыжной мостовой, впитавшей кровь правителя. Часовню снесли в начале строительства собора в 1883 году, а затем перенесли на Конюшенную улицу, где она была окончательно разобрана.
В декабре того же года Александр III объявил архитектурный конкурс на лучший проект будущего храма. Он хотел, чтобы будущий храм имел черты русской архитектуры, причем допетровской эпохи.
После проведения двух архитектурных конкурсов, ни один из которых не удовлетворил Александра III, был выбран третий проект, представленный вне конкурса. Авторами проекта стали А. А. Парланд и архимандрит Игнатий Малышев, настоятель Троице-Сергиевой Приморской пустыни.
По легенде, Игнатию Малышеву во сне явилась Богородица и подсказала принципы будущего храма. За свой вклад в создание храма он был избран почетным вольным общником Академии Художеств.
А. А. Парланд, главный архитектор храма, был выпускником Академии художеств и познакомился с Игнатием во время строительства Воскресенской церкви в Пустыни. Будучи шотландцем по национальности и англиканцем по вероисповеданию, отец Парланда переехал в России и служил Павлу I, поэтому всю свою жизнь А.А. Парланд провел в Петербурге.
Одним из основных источников вдохновения для внешнего облика храма послужил собор Василия Блаженного в Москве, особенно его яркие луковичные купола.
Оригинальный эскиз был существенно переработан. Основным изменением стало то, что главным элементом храма стала не колокольня, а большой центральный купол.
Пять глав Спаса-на-Крови украшены цветной эмалью. Их общая площадь составляет 1000 квадратных метров. Использование такого количества эмали в истории русской архитектуры является уникальным.
Размеры и пропорции храма символичны.
Высота центрального купола составляет 81 метр, что соответствует году гибели императора. Высота колокольни - 62 метра, столько же лет было императору на момент его смерти. На стенах храма размещены таблички с описанием достижений и деяний императора.
Строительство храма продолжалось около 25 лет и завершилось в 1907 году. Стоимость работ составила 4,6 миллиона рублей. Средства на строительство выделялись из государственной казны, однако основную часть суммы составили пожертвования императорской семьи и различных губерний.
Первый камень в основание будущего храма заложил лично император Александр III. До этого фрагмент ограды канала, гранитные блоки и часть булыжной мостовой, пропитанной кровью Александра II, были сняты, упакованы и перенесены на хранение в часовню на Конюшенной площади.
В процессе строительства впервые в истории Санкт-Петербурга использовалось бетонное основание вместо традиционного свайного фундамента. На мощном монолитном фундаменте из путинских плит возводились кирпичные стены.
При входе в храм невозможно не заметить великолепный мозаичный ковер, покрывающий все его внутреннее пространство - от пола до самого купола. Спас-на-Крови является уникальным православным храмом, поскольку ни в одном другом нельзя увидеть такого масштабного мозаичного оформления.
Общая площадь мозаичных украшений составляет 7000 квадратных метров, что делает Спас-на-Крови одним из самых крупных музеев мозаики в Европе.
Мозаика была создана мастерской Фроловых на основе эскизов, предоставленных 30 художниками, включая таких известных мастеров, как В. М. Васнецов и М. В. Нестеров. Стены храма украшены священными изображениями, и многочисленными орнаментами.
В мастерской Фролова мозаика создавалась методом “обратной” или “венецианской” техники. Этот метод применялся для создания масштабных произведений, предназначенных для восприятия с больших расстояний.
Оригинал картины копировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разбивался на части, и на каждую из них наклеивались кусочки смальты лицевой стороной. Готовая мозаика помещалась в раму и заливалась цементным раствором.
По слухам, в храме находится тайная икона, на которой скрыты важные для страны даты: 1917, 1941, 1953. Помимо этих дат, на иконе можно разглядеть еще какие-то числа, но они пока недостаточно четкие и, вероятно, относятся к будущим событиям.
В оформлении храма использовались драгоценные и полудрагоценные камни, такие как яшма, родонит и горный хрусталь. Спас-на-Крови стал первым зданием в Санкт-Петербурге, которое было полностью оснащено электрическим освещением. Для освещения храма было использовано почти 1700 электрических ламп.
Храм был построен на месте, где произошло покушение на Александра II. Поэтому набережную реки пришлось расширить на 8 метров в сторону канала. Также был расширен и Новоконюшенный мост, что позволило разместить храм в центре площади.
После революции эти части были разобраны, и теперь нельзя подойти к колокольне. Внутри собора, под куполом, можно увидеть часть старой набережной. По слухам, здесь можно услышать стоны убитого императора.
Сень, созданная русскими мастерами-камнерезами, имеет форму восьмиугольного шатра, который поддерживается четырьмя колоннами. Большинство элементов убранства выполнено из российской алтайской и уральской яшм; перила, вазы и каменные цветы на куполе - из уральского родонита. За позолоченной решеткой с императорской короной видны булыжная мостовая, тротуарные плиты и решетка канала - место смертельного ранения императора. Сюда приходят люди, чтобы молиться за душу царя-освободителя.
История Спаса-на-Крови в советское время была полна драматических поворотов. До революции здание было государственным и служило мемориальным памятником, не имея своего прихода. Однако новая власть не считала нужным поддерживать существование храма. Он был передан обновленцам, сторонникам новых обрядов, которые поддерживали большевики
В 1920-е годы жители Ленинграда предприняли попытку спасти убранство храма от уничтожения большевиками. По слухам, кресты с храма были сняты и брошены на дно канала Грибоедова. Когда началась реставрация храма, кресты так и не были найдены.
Затем произошел интересный случай. Мимо проходил мужчина, знавший историю о спасении крестов. Подойдя к команде реставраторов, он поделился с ними своими предположениями о том, что пропавшее убранство может находиться в воде. Работники вызвали команду водолазов, которые исследовали дно канала. И, ко всеобщему удивлению, кресты действительно были найдены.
30 октября 1930 года храм был окончательно закрыт. В течение некоторого времени в здании размещалась камнедробильная мастерская, что привело к утрате части внутреннего убранства.
При советской власти храм неоднократно пытались снести. В 1931 и в 1938 годах утверждали, что «храм не представляет историко-художественной ценности, а его архитектура чужда облику города». Интересно, что дата сноса храма была назначена на 22 июня 1941 года, но начавшаяся война не дала этого сделать.
В 1956 году была предпринята еще одна попытка сноса храма, поскольку он препятствовал развитию дорожной инфраструктуры. Однако защитники архитектурного наследия, в числе которых были историки, искусствоведы и музейные работники, смогли предотвратить уничтожение храма.
Во время блокады Ленинграда собор стали использовать как морг. А после Великой Отечественной войны в нем организовали склад овощей. За это горожане стали называть собор «Спас-на-картошке». После в храме стали хранить театральные декорации Малого оперного театра. Примерно в это же время в “Спасе-на-Крови” произошел пожар, нанесший серьезный ущерб его декоративному оформлению.
После пожара, в 1961 году, группа реставраторов обследовали купола церкви. В центральном куполе был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Скорее всего, во время артиллерийского обстрела Ленинграда снаряд пробил свод купола и застирал в перекрытиях. Во время Великой Отечественной Войны храм особо не маскировали, так как не считали его объектом культурного наследия.
А из-за того, что после его не реставрировали и в основном использовали как складское помещение, 150-ти килограммовый снаряд пролежал в храме почти 20 лет и даже не был никем замечен. 28 октября 1961 года шесть профессионалов (среди которых были реставраторы-верхолазы и саперы) под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова успешно извлекли снаряд из церкви, а потом вывезли из города и подорвали в районе Пулковских высот.
В начале 1970-ых годов Спас-на-Крови передали музею "Исаакиевский собор". Началась реставрация храма, которая длилась до 1997 года. Из-за того, что строительные леса вокруг Спаса стояли десятилетиями, в городе появилась присказка, что как только уберут леса, рухнет Советский Союз. Совпадение ли, но леса начали снимать летом 1991 года.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: