Привет всем меломанам! 2023 год подходит к концу, а это значит, что вновь пришло время подводить музыкальные итоги года и делиться впечатлениями. На мой взгляд, в этом году интересных новинок было поменьше чем в прошлом, но всё равно, было что послушать. К тому же, похоже, что бредятина 2020-ого наконец-то готова нас отпустить и вернуть к нормальной жизни, что тоже положительно сказалось на музыкальной индустрии (сразу же множество групп ринулось обкатывать свой 'карантинный' материал по миру). Как обычно, все исполнители расположены в алфавитном порядке, а сама статья – всего лишь личное мнение автора и не претендует ни на какую объективность или неопровержимость. Приятного чтения!
Blut Aus Nord "Disharmonium - Nahab"
Открывают данный топ французская блэк метал группа Blut Aus Nord. Не смотря на свою тенденцию к экспериментам и частой смены звучания, в последние годы Blut Aus Nord на удивление стабильны, выпуская уже третий релиз подряд в одной и той же стилистике. Серия альбомов Disharmonium запланирована как трилогия и Nahab это уже второй альбом трилогии, однако по факту он уже на самом деле третий: между этим релизом и Undreamable Abysses была ещё компиляция Lovecraftian Echoes, которая выдержана в той же стилистике, но ей было решено не присуждать статус полноформатного альбома. И оба этих релиза вышли в прошлом году, так что временной промежуток между новинками – очень небольшой. Так или иначе, Nahab изрядно похож на предыдущие несколько релизов, но всё немного отличается за счет более сложной, вычурной ритм-секции, а так же наиболее удачным звуком из этой тройки релизов. На мой взгляд, Nahab немного превзошел прошлогодние релизы, однако заметно, что излишняя постоянность данному коллективу не совсем к лицу. Если вам нравится только классический блэк метал, то такое скорее всего не зайдёт, однако если вы не прочь более диссонансного и шизанутого подхода к музлу, с недо-индастриальным душком, то тогда стоит обратить внимание.
Burzum "The Reincarnation Of Ódinn" (Single)
Культовая норвежская блэк метал группа, одни из основоположников жанра. Ранее в подобных выпусках я не касался синглов поскольку это как правило просто превью-треки с будущих альбомов, но ради внеальбомных синглов можно сделать исключение. Варг, единственный участник проекта, уже давно как бы 'завязал' с металом и музыкой в целом, однако изредка какие-то релизы всё же выпускает. Вот так и на этот раз: один короткий эмбиент/фолк трек, задуманный как фоновый саундтрек для его настолькой игры MYFAROG (по мотивам D&D), которую он так же использует для своих многочисленных детей. Вообщем, крайне простенький, но спокойный, приятный трек для расслабона.
Cryptopsy "As Gomorrah Burns"
Восьмой полноформатный альбом знаменитой канадской дэт метал группы. Если не считать двух мини-альбомов в 2015 и 2018 годах, то тогда перерыв был достаточно продолжительным – с 2012 года. На мой взгляд, справедливым названием для альбома было бы The Book Of Suffering Tomes 3 & 4, ибо это практически то же самое, что и на тех двух мини-альбомах, только с более хорошим звуком и, каким-то образом, звучит поживее. Так что если вам понравился этот альбом и по какой-то причине вы пропустили те 2 миника, то обязательно зацените и их тоже. А так, это крайне стремительный и интенсивный техникал дэт метал альбом который проносится подобно пуле и в целом крайне мало чем запоминается. С другой стороны, Cryptopsy всё равно остаются одними из лидеров техникал дэта и As Gomorrah Burns звучит куда удачнее многих других дэт метал новинок этого года. Предыдущий полноформат это единственный альбом этих канадцев который мне не нравится, так что я рад, что он так и остался единичным фейлом в их дискографии. Название альбома несколько неожиданное, учитывая, что Cryptopsy это одна из тех групп кто не упоминают религию вовсе или же делают это исключительно ради того чтобы поглумиться, так что трудно сказать к чему это. Гоморра традиционно считается библейским городом пороков, так что быть может это некая аллюзия на современность? Трудно сказать наверняка. Так или иначе, если вам нравится стремительная дезня, то As Gomorrah Burns определённо стоит заценить.
Diabys "Portals Of Annihilation"
Ещё один дэт метал альбом из Канады, на этот раз – дебютник безызвестной новой группы. Тоже техникал дэт, но звучит сильно иначе чем то, что на новинке их земляков Cryptopsy. К сожалению, в современной тех. дэте стало крайне распространено тупо пиликовало ради пиликовала; Diabys на фоне подобного рода групп выгодно выделяется. В конце концов, тех. дэт должен был стать более продвинутой формой дезни, за счет разбавления однотипной долбы более необычными и интересными ходами, а если оно всё вновь превращается в сугубо однотипную долбу, то тогда несколько теряется изначальный смысл, не правда ли? Похоже, что Diabys это одни из тех, кто это понимают. Нельзя сказать, что Portals Of Annihilation это в чем либо выдающийся альбом, но это хороший альбом, с мозгами и интересными ходами. На альбоме прослеживается как влияние канадской дэт метал сцены (в том числе и отдалённый призрак Gorguts), так и некоторые отдельные фишки из весьма разных ответвлений дезни, в какие-то отдельно взятые моменты. Вокал это пожалуй наиболее очевидный источник вдохновения – явно напоминает Death, такой очень скрипучий скриминг, и я бы назвал одним из наиболее спорных моментов релиза, но всё же не так уж и плохо. Можно так же сказать, что релиз немного излишне затянут, а пару треков – подпорчены неуместными сэмплами чей-то там речи. В остальном же, это крепкий техникал дэт альбом, тем более для дебютника ноунеймов. Гитарных соло – достаточно много, но без каких либо схожестей с ранее упомянутыми Death. Название альбома может создать впечатление будто бы это отсылка к Morbid Angel, но на уровне музыки я никаких сходств не заметил. Несколько удивляет, что данная группа существует аж с 2006 года, однако Portals Of Annihilation это не только их первый альбом, но и первая какая либо запись вообще. Остаётся только надеется, что свой следующий альбом они запишут куда быстрее.
Dope "Blood Money (Part Zer0)"
Dope это менее известная индастриальная ню-метал группа, из США, естественно. После долгого перерыва, в 2016 году выходит из шестой альбом Blood Money (Part 1) который с лёгкостью стал одной одной из наиболее сильных пластинок и в целом достаточно большой успех. И вроде бы ничего не предвещало конца торжеству фанатов, казалось бы part 2 не за горами – уже на следующий год Dope порадовали новым треком (кавером на Ministry), однако после этого группа внезапно заглохла и настало ещё одно продолжительное затишье. В этом году фанаты всё таки получили долгожданное продолжение, седьмой альбом, однако внезапно, вместо part 2 вышел part zer0. Не знаю что под этим подразумевала группа, но в целом это правильное название – на первый взгляд, материал во многом звучит будто бы это не вошедшие, из-за меньшей удачности, треки в part 1. Материал очевидно менее хитовый, да и у Dope имеется определённая легко узнаваемая их собственная ударность и раздолбайность, чего на этом альбоме немного недостаёт. Причем, видно, что пытались, но в итоге как-то получилось более серьёзно чем обычно. В прочем, этот совсем не значит будто бы альбом плох – как на мой вкус, то это всё равно лучше большинства других их альбомов. Просто предыдущий поднял планку относительно высоко, и второй раз подряд её достигнуть у мужиков не вышло. Тем не менее, здесь есть всё чего можно хотеть от альбома Dope, с мешаниной из более качевых или же глэмовых треков и, к тому же, группа продолжила в той новой стилистике которая началась с part 1. Так что можно сказать, что альбом получился немного противоречивым, но как по мне, то это всё равно достаточно хорошо, особенно на фоне некоторых других новинок в подобных направлениях. Можно так же отметить, что на многих треках альбома засветился коллектив электронной музыки Drama Club.
Enslaved "Heimdal"
Шестнадцатый полноформатный альбом именитой норвежской группы. Когда-то давно они начинали как блэк метал группа, но к началу нового тысячелетия Enslaved решили покинуть узкие рамки жанра и постепенно всё сильнее и сильнее стали переходить в прогрессивный метал. Помимо связи с блэк и прогрессивным металом, стилистику норвежцев так же частенько обозначают как викинг метал (в связи с тематикой). Можно сравнить с двумя другими альбомами: предыдущим Utgard 2020 года, а так же Mardraum: Beyond The Within 2000 года, который кстати был был их самым первым прогерским релизом. От Utgard здесь унаследовалось общее звучание, прог роковость и психоделичность. Сравнение с Mardraum может показаться несколько странным, но как по мне, то Heimdal неожиданно унаследовал от Mardraum хаотичный, непредсказуемый сонграйтинг. Я успел послушать Heimdal множество раз, поэтому мне он больше особо хаотичным не кажется, однако чтобы так сменить восприятие понадобилось немало переслушиваний. При чем, не смотря на общую психоделичность, ничего особо мега-мозголомного на счет самой музыки нет: дело в том как разные участки треков склеены между собой – это весьма нетрадиционный подход к композиторству, песни развиваются в не-интуитивно понятной манере, контрастность многих переходов бывает достаточно высока. В прочем, я не хотел бы говорить будто песни здесь совмещают несовместимое – определённо нет. Просто то, как оно делается – весьма вызывающе. Однако, если вы сможете пробиться через это, то вас ждёт отличный альбом с массой всяких вкусностей, шикарно совмещая более красивую и умиротворённую подачу с блэк метальной хлёсткостью (точнее говоря, что осталось от блэк метала, конечно же). В итоге, лично для меня Heimdal это лучший альбом года, вне всяких сомнений, а так же одна из наиболее сложных и мудрёных работ в творчестве Enslaved. В следующем году должен состоятся концерт Enslaved, это должно быть круто.
In Flames "Foregone"
Возвращение одной из наиболее важных шведских групп мелодичного дэт метала, четырнадцатый полноформат. С этим альбомом пламенным удалось успешно усидеть сразу на двух стульях: с одной стороны, релиз привлёк много внимания со стороны олдскульных фанатов (которые признают только ранние альбомы, где группа играла классический мелодэт), многие из подобных фанатов встретили новый материал с одобрением, но при этом с другой стороны – группа не только сохранила все свои более модерновые и альтернативные фишки, но и в принципе никогда ранее не была настолько близка к грув металу как здесь. В этом In Flames не откажешь, за настолько удачно провёрнутый маркетинг стоит поаплодировать! Foregone это действительно наиболее олдскульная пластинка которую они записывали за долгие годы, однако материал всё же тяготеет не к ранним релизам, а скорее к Come Clarity 2006 года, только с куда более чистым звуком и более грувистым качем. Между первой и второй половиной альбома заметна некоторая стилистическая разница – первая половина более стремительная и типа более мелодэтовая, в то время как на второй половине больше места для их более модернового мелодизма и, на мой взгляд, вторая половина получилась душевнее и в целом более интересна. В прочем, весь альбом – отличный, даже внутри данного топа я бы его поставил на стабильное второе место. Как и с Enslaved, в следующем году должен состоятся концерт In Flames, при чем не сами по себе, а деля сцену с другими легендами жанра – Arch Enemy и Soilwork! Это должно быть офигенно, такие туры входят в историю жанра.
Kataklysm "Goliath"
Уже третья канадская дэт метал группа в данном топе, однако. И уже пятнадцатый альбом для самих катаклизмов. Должен сразу сказать, что к большей части их творчества я равнодушен: в то время как первые четыре альбома были дико круты, затем они слишком уж сильно пошли навстречу более широкой аудитории: облегчение звучания, постепенное преобладание мелодэта, затем появления элементов грува и металкора, а на последних нескольких релизах на замену металкору пришел дэткор. За редкими исключениями, ничего особо интересного я там на находил, так что то, что с разницей в 23 года они смогли выпустить релиз который заинтересовал меня целиком было крайне неожиданно. Goliath это уже второй альбом когда они заигрывают с дэткором, но если на предыдущем это не было достаточно удачно (но всё равно интересная смена вектора), то на этот раз звёзды неожиданно сошлись. И того, перед нами дэткор с сильным клоном в дезню, а так же с элементами мелодэта. И фирменным вокалом Маурицио, конечно же. Альбом не отличается особой хитовостью, но он определённо не скучный или блеклый. Однако самое главное – наконец-то к ним вернулся былой порох, напоминая ранние релизы, пускай и только частично. Среди тройки упомянутых здесь дэт метал альбомов является наиболее удачным, и в данном топе тоже стоит далеко не на последнем месте. Надо сказать, что в названии альбома есть некая ирония, если не сказать большего: Goliath вышел задолго до того как вновь разгорелся палестинский конфликт, однако это никак не отменяет того, что альбом назван библейским персонажем – громилой из палестинской армии, который в итоге (якобы) был убит Давидом. Просто как в воду глядели, как будто пророческий дар (конечно же они подразумевали совсем другое, но от этого совпадение не перестаёт быть совпадением).
Lumsk "Fremmede Toner"
До выхода этого альбома я даже и не слышал о существовании норвежской группы Lumsk и с более ранним материалом (пока что) не знаком, так что тут возможности для комментирования ограничены. Знаю только то, что это фолк метал группа которая выпустила тройку альбомов в нулевые, затем двое из участников женились и у них родился ребёнок, что вроде бы как и поставило деятельность музыкального коллектива на паузу. Предполагаю так же, что тогда они наверное играли более тяжелую музыку – новый, четвёртый альбом выдержан преимущественно в жанре прогрессивного рока, и только потом – фолк метала. Причем опять таки, больше фолк чем метала. Помимо (предположительной) смены стилистики, группа так же обзавелась новой вокалисткой – Mari Klingen. Интересно, что скрипачка Siv Lena Laugtug Sæther, которая тогда в нулевые стала матерью, вернулась в группу, в то время как её муж (гитарист) – нет. Так или иначе, Fremmede Toner это красивый и преимущественно спокойный альбом, где рок/метал составляющая разбавлена клавишами и уже ранее упомянутой скрипкой. Не смотря на общую кажущуюся спокойность, альбом относительно плотно напичкан сложными ритмами и мелодиями, чисто на прогерский манер. До метала оно доходит редко, но местами метал-прошлое группы всё же прослеживается. Особой хитовостью или запоминаемостью здешний материал не отличается, но слушается органично и приятно, от самого начала до конца. И далеко не последнее – это действительно (около-)фолк релиз, а не как иногда бывает, что от фолка только тематика. Несколько спорным решением я бы назвал, что парочка треков исполнена на английском, эти же песни записаны при соучастии мужского вокала. На мой взгляд, оно несколько ломает общий настой, особенно на первые несколько прослушиваний, но потом привыкаешь и вроде бы уже воспринимается норм. Если ищете что-то для более спокойного прослушивания, то тогда однозначно рекомендую. И уж точно самый гармоничный альбом в данном топе!
Marduk "Memento Mori"
Культовая шведская блэк метал группа Marduk возвращается со своим пятнадцатым альбомом. Если вы знакомы с творчеством данного музыкального коллектива, то Memento Mori (латынь: помни о смерти) вряд ли способен чем либо удивить. С другой стороны, это всё равно вполне себе хорошая работа и похоже, что среди фанатов доминирует мнение, что данная новинка получилась лучше двух предыдущих альбомов – Viktoria и Frontschwein (с чем я определённо согласен). Замена ударника и басиста (даже нескольких!) оказало своё положительное влияние: музло пускай и минимально, но всё же немного потерпело изменения, в плане подачи этих двух инструментов. А так, традиционно стремительный и боевой, но не шибко атмосферный блэк метал альбом – как правило и бывает с Marduk. Среднетемповая Shovel Beats Sceptre несколько выделяется из общего потока и, как по мне, наиболее примечательная здесь вещь.
Slipknot "Bone Church" (Single)
Ещё один внеальбомный сингл, на этот раз от сверх знаменитой американской ню-метал группы. Bone Church это весьма нетипичная для слипов вещь, песня практически целиком выдержана в жанре психоделического блюз рока, медляк без какого либо метала вообще. Интересно, что работать над ней они начали ещё во время дорожных джемминг сессий тура в поддержку альбома .5: The Gray Chapter (то есть в 2014 году), а закончили только в этом году. Такой Slipknot определённо далеко не для всех, но как по мне, то отличная вещь. 9 лет работы для одной единственной песни это конечно радикально, но в конечном итоге оно того определённо стоило (по крайней мере у меня на репите она стояла далеко не раз). Стоит так же отметить, что Bone Church стал последним релизом для двух участников: клавишника Craig Jones, один из 'классических' членов группы, а так же барабанщика Jay Weinberg, который пришел в группу как раз таки начиная с .5: The Gray Chapter. В прочем, лично мне он никогда толком не нравился, так что я рад, что он ушел. Интересно так же, что это самый первый релиз Slipknot после ухода с лейбла Roadrunner Records, так что остаётся только гадать что нас может ждать дальше.
Veil Of Maya "[m]other"
Закрывают данный топ американские -корщики Veil Of Maya. До выхода этого альбома я даже не подозревал о существовании данной группы, однако крутость этой новинки сподвигла заценить всю дискографию Veil Of Maya и я могу с уверенностью сказать, что они никогда не были даже близко настолько круты как сейчас, со своим седьмым альбомом [m]other. Veil Of Maya начинали как техникал дэткор группа, однако позже они стали всё сильнее и сильнее звучать как относительно типичная мелодик металкор группа, что собственно говоря и принесло им более широкую известность. На [m]other группа неожиданно откатилась назад в плане жанровой принадлежности: многие фанаты приходят к согласию, что [m]other это как гибрид ранних и поздних релизов. Более того, на этом альбоме много фоновой, атмосферной электроники, и в целом это однозначно наиболее разнообразная и разносторонняя пластинка Veil Of Maya. Альбом в целом достаточно брутальный и чуть ли не по мешугговски математичный и джентовый, но однако нельзя не выделить более лиричный, душевный трек – Red Fur. Лично для меня этот релиз стал главным открытием этого года, и в данном топе я бы его поставил на стабильное третье место.
Какие альбомы 2023 года больше всего понравились вам?
Другие музыкальные топы Тёмной Эстетики, подборка.