Найти в Дзене
WarGonzo

СЛОВА ПАЦАНА

Один за всех. Один на всех. Один, идущий в лоб.

Поверь, Аким, ты не один. Это и есть — хип-хоп!

Тут не война районов и разборки лейблов,

Тут воля миллионов, глас народов, тейпов…

Иногда стоит называть вещи своими именами: русский рэп в последние два года полностью провалился как жанр. Изначально эта субкультура всегда славилась маскулинностью, независимостью и свободолюбием. Военное время казалось идеальным моментом для проявления всех этих качеств, но получилось почему-то ровно наоборот.

Кто-то быстро выбрал себе сторону конфликта и уехал из России: с ними все понятно, о них уже неинтересно. Большинство оставшихся просто заткнулось, спрятав голову в песок и старательно сделав вид, что ничего не происходит. Кто-то, например, «смотрит кино дальше».

В итоге пытаются отрефлексировать и как-то творчески переработать сложную реальность единицы. И именно поэтому каждый из них сейчас – на вес золота. 

На этом фоне после затянувшегося перерыва в музыку возвращается Артем Саграда – один из самых интересных, хотя, к сожалению, и недооцененных лириков русского рэпа. Он несколько лет не выпускал новые треки – а осенью внезапно выстрелил «Камуфляжными временами», по-честному одной из главных песен года:

Мины, растяжки и прилёты. Почву трясёт до дна.

Камуфляжные времена!

Ты видишь – пляшет пламя. Это не твоя вина.

Да, камуфляжные времена!

Патрон в патронник ляжет, обнуляя имена.

Да, камуфляжные времена!

Тут не мультяшные герои, тут - страшная война.

Камуфляжные времена!

Времена не выбирают. В них живут и умирают.

Смотри, приятель, неприятель напирает,

Девятый вал волны расшиб и раскрошил:

Девятый год войны и год, как мы зашли.

Казалось бы, простые и понятные, во многом очевидные слова. Но почему-то так мало тех, кто смог их сформулировать и произнести вслух.

«Преданность реальности» - первый официальный релиз Саграды больше, чем за 5 лет. Здесь всего 6 треков – формально между макси-синглом и EP. Отнюдь не всё посвящено войне: пока «Аким Апачев пишет саундтрек к войне», Саграда рисует более масштабную картину, описывая настроение нормального русского пацана в конце 23 года.

Новую жизнь получила песня «Девочка с бедою», получившая известность в исполнении 25/17. На самом деле, это был текст Саграды, который он в своё время отдал Анту. Очень сильным вышел кавер на песню Ва-Банка «Электричкой из Москвы», в котором принял участие Александр Ф. Скляр, - потенциальный хит.

Много в песнях и религии, куда ж без нее в нынешней России. Есть, например, целая библейская притча «Чаша» с красивым обращением к Богу в припеве:

Боже, если можешь — пронеси мимо эту чашу,

Если сможешь, — принеси света в эту чащу.

Боже, сколько впереди боли и огня!

Но да будет воля твоя, а не моя…

Музыкально «Преданность реальности» - взрослый современный хип-хоп. Здесь нет новомодных шестиэтажных рифм, фаст-флоу или мамбла. Зато много рока и красивые припевы. Тем более, акцент по-старомодному сделан на тексте, и чёткий уверенный голос Саграды звучит максимально убедительно.

Такого голоса в российской музыке очень не хватало: честного, мрачного и злого. Совсем как нынешние времена. Камуфляжные.

В тот исторический момент, когда большинство исполнителей зачем-то предали реальность, особенно приятно, что есть артисты, которые остались этой реальности преданы.

P.S. Ах да, Саграда, естественно, не упустил возможность передать привет кумирам своей молодости из «Касты»:

Чем ты помог фронтам, втыкая на фрактал?

А может ты, братан, отсюда подмотал?

Там пусто, а ты, братан, был русский.

Мне это важно. За тобою не попрусь я.

Андрей Михеев, специально для проекта @wargonzoya

*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи

4279 3806 9842 9521