Один за всех. Один на всех. Один, идущий в лоб.
Поверь, Аким, ты не один. Это и есть — хип-хоп!
Тут не война районов и разборки лейблов,
Тут воля миллионов, глас народов, тейпов…
Иногда стоит называть вещи своими именами: русский рэп в последние два года полностью провалился как жанр. Изначально эта субкультура всегда славилась маскулинностью, независимостью и свободолюбием. Военное время казалось идеальным моментом для проявления всех этих качеств, но получилось почему-то ровно наоборот.
Кто-то быстро выбрал себе сторону конфликта и уехал из России: с ними все понятно, о них уже неинтересно. Большинство оставшихся просто заткнулось, спрятав голову в песок и старательно сделав вид, что ничего не происходит. Кто-то, например, «смотрит кино дальше».
В итоге пытаются отрефлексировать и как-то творчески переработать сложную реальность единицы. И именно поэтому каждый из них сейчас – на вес золота.
На этом фоне после затянувшегося перерыва в музыку возвращается Артем Саграда – один из самых интересных, хотя, к сожалению, и недооцененных лириков русского рэпа. Он несколько лет не выпускал новые треки – а осенью внезапно выстрелил «Камуфляжными временами», по-честному одной из главных песен года:
Мины, растяжки и прилёты. Почву трясёт до дна.
Камуфляжные времена!
Ты видишь – пляшет пламя. Это не твоя вина.
Да, камуфляжные времена!
Патрон в патронник ляжет, обнуляя имена.
Да, камуфляжные времена!
Тут не мультяшные герои, тут - страшная война.
Камуфляжные времена!
Времена не выбирают. В них живут и умирают.
Смотри, приятель, неприятель напирает,
Девятый вал волны расшиб и раскрошил:
Девятый год войны и год, как мы зашли.
Казалось бы, простые и понятные, во многом очевидные слова. Но почему-то так мало тех, кто смог их сформулировать и произнести вслух.
«Преданность реальности» - первый официальный релиз Саграды больше, чем за 5 лет. Здесь всего 6 треков – формально между макси-синглом и EP. Отнюдь не всё посвящено войне: пока «Аким Апачев пишет саундтрек к войне», Саграда рисует более масштабную картину, описывая настроение нормального русского пацана в конце 23 года.
Новую жизнь получила песня «Девочка с бедою», получившая известность в исполнении 25/17. На самом деле, это был текст Саграды, который он в своё время отдал Анту. Очень сильным вышел кавер на песню Ва-Банка «Электричкой из Москвы», в котором принял участие Александр Ф. Скляр, - потенциальный хит.
Много в песнях и религии, куда ж без нее в нынешней России. Есть, например, целая библейская притча «Чаша» с красивым обращением к Богу в припеве:
Боже, если можешь — пронеси мимо эту чашу,
Если сможешь, — принеси света в эту чащу.
Боже, сколько впереди боли и огня!
Но да будет воля твоя, а не моя…
Музыкально «Преданность реальности» - взрослый современный хип-хоп. Здесь нет новомодных шестиэтажных рифм, фаст-флоу или мамбла. Зато много рока и красивые припевы. Тем более, акцент по-старомодному сделан на тексте, и чёткий уверенный голос Саграды звучит максимально убедительно.
Такого голоса в российской музыке очень не хватало: честного, мрачного и злого. Совсем как нынешние времена. Камуфляжные.
В тот исторический момент, когда большинство исполнителей зачем-то предали реальность, особенно приятно, что есть артисты, которые остались этой реальности преданы.
P.S. Ах да, Саграда, естественно, не упустил возможность передать привет кумирам своей молодости из «Касты»:
Чем ты помог фронтам, втыкая на фрактал?
А может ты, братан, отсюда подмотал?
Там пусто, а ты, братан, был русский.
Мне это важно. За тобою не попрусь я.
Андрей Михеев, специально для проекта @wargonzoya
*наш проект существует на средства подписчиков, карта для помощи
4279 3806 9842 9521