Не то это кокотка, не то герцогиня - так Дюма-сын описал главную героиню своего романа "Дама с Камелиями". В середине XIX столетия драма была положена на музыку последним великим классиком в истории итальянского оперного искусства - Джузеппе Верди, и хоть сначала опера не была принята обществом ( не то кокотка, не то герцогиня казалась неслыханной дерзостью на сцене!), но приобрела мировую славу, и по сей день «Травиату» можно услышать на лучших оперных сценах мира. Так, нетленку Верди можно послушать в Красноярском театре оперы и балета.
Режиссером Надеждой Столбовой действие оперы из XIX-ого века перенесено в современность. А на смену Виолетте в корсете и бальном платье приходит опера в предметах современной моды с очень чистыми линиями. Декорации представляют собой интерьер полуразрушенной комнаты некогда роскошного особняка –стены с будто кровавыми драными обоями, словно говорящими о болезни хозяйки, заколоченные окна и обветшавшая мебель. Это эффектное пространство, спроектированное сценографом Верой Мартыновой, использовано довольно функционально - так, мебель «оживала» во взаимодействии с труппой, а опрокинутый диван, в лучших традициях интимно-лирической драмы, и вовсе служил «домиком» для желающих уединиться представителей полусвета. По мере развития повествования декорации не меняются, словно акцентирую внимание на «движениях души» - «фасад» может меняться, но личная драма, приобретающая общественный смысл, актуальна во все времена.
Вокальный состав оказался весьма удачным и по подбору голосов, и по актерским типажам. В центре – Виолетта Анны Авакян. Выпускница РАМ им. Гнесиных обладает весьма подходящими данными для реализации сложного образа дамы из полусвета («Вторая» Виолетта - Вера Баранова, скорее, более органична в «Тоске»). Помимо точного визуального попадания в типаж, солистка Авакян, уже воплощавшая на сцене образы Донны Анны, Татьяны, Иоланты, Розины и Недды, прекрасно «справилась» и с Виолеттой – казалось, что ее сопрано идеально легло на одну из самых известных партий итальянской оперы. Ее партнер Давид Есаян также оставил приятное впечатление. Чувственный тембр в сочетании с южной внешностью делают Есаяна идеальным лирическим героем, которому, что называется веришь. В исполнении этого любовного дуэта можно было поистине насладиться «шлягерами» Верди - застольной песней Альфреда, 2 частью арии Виолетты "Быть свободной", дуэтом Виолетты и Альфреда из 3 действия "Покинем край мы".
На спектакле 29 октября я в очередной раз убедилась, что классическая опера может быть интересной, глубокой и что не мало важно, пронизанной ярким драматизмом. Я вспоминаю, что видела «Травиату» на красноярском сцене несколько раз, но эта «Травиата» - лучшая! Лишний раз убеждаюсь - классика безгранична, и даже то, что видел несколько раз, может открыться с новой стороны и заиграть другими красками и полутонами.