В Библии с самого начала говорится о брачном союзе, как о союзе мужчины и женщины. Сотворив человека Господь говорит: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). В Евангелии Спаситель повторяет слова Ветхого Завета: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:24) (Мф.19:3-6). Жена везде в единственном числе.
Но читая Ветхий Завет мы видим, что человек нарушает установление Бога о браке. Первым таким нарушителем становится Ламех: И взял себе Ламех две жены (Быт.4:19). Священный писатель показывает этого человека из рода Каина высокомерным и жестоким: жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт.4:23)
Далее в истории прародителя еврейского народа Авраама мы встречаем слова о том, что престарелая неплодная Сарра дала Аврааму свою служанку, чтобы та родила наследника. Впоследствии мы видим, что это привело к негативным последствиям. Агарь (та самая служанка Сарры) после рождения сына Измаила от Авраама "стала презирать госпожу свою" (Быт.16:4), а Сарра выгнала ее с ребенком и Агарь едва не погибла в пустыне.
У Иакова было двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. Но вначале он хотел лишь одного - жениться на Рахили, а тесть Лаван обманул его и дал вместо Рахили Лию, о чем Иаков узнал лишь утром. Со служанками повторяется история Сарры и Авраама - Рахиль будучи неплодной сама предлагает свою служанку мужу: "вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее" (Быт.30:3), то же делает и Лия (Быт.29:35).
Нельзя не сказать о том, что эта борьба Авраама и его потомков за продолжение рода была оплачена дорогой ценой. Жены ополчались на служанок, те в свою очередь гордились и превозносились над своими госпожами. Все это приводило к плачевным последствиям, распрям и трагедиям.
В Библии многоженство никогда не описывается как богоданное правило. Наоборот, каждый раз подчеркивается, что это лишь попущение Божие, которое всегда ведет к утрате мира в отношениях.
Можно привести слова пророка Моисея о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор.17:17). Господь обличает Соломона за его грехи (в том числе и за многоженство) говоря: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3Цар.11:11).
Из книги Притч мы можем почерпнуть такие слова: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Прит.5:18); Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Прит.18:23). И еще стих из пророка Малахии: Вы скажете: "за что?" За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал.2:14). А вот слова Екклезиаста: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл.9:9).
В этих отрывках речь идет о единственной жене. Это говорит о том, что моногамный брак - единственная возможная в нравственном отношении форма брачного союза.
Кроме того, когда пророки приводят аналогию между отношениями Бога с Его народом, они приводят в пример единобрачие: Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и [как] жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис.62:5). В этом отрывке речь идет об избрании одного народа, соответственно и брак имеется в виду как брак юноши с единственной невестой - женой юности.
В Евангелии брак поднимается на еще большую высоту. Любовь Господа Иисуса Христа к Церкви ставится в пример для любви мужа к жене.
Конечно, на протяжении всей истории человечество впадало в те или иные грехи. Поэтому полигамия в рамках христианства может рассматриваться лишь как падение с духовной высоты на бытовой или физиологический уровень.
И уж, конечно, ложно утверждать нравственные преимущества многоженства. Бытовых, возможно, но нравственных - никаких. Известно, что гармония в отношениях между мужчиной и женщиной может быть достигнута лишь путем длительных совместных усилий. Постепенно муж и жена становятся "одной плотью". Эти совместные взаимные усилия невозможны в ситуации многоженства. Полигамная семья неизбежно станет рассадником как минимум зависти, соперничества и обид.
Полигамия - это форма узаконенного сожительства, но никак не тот брак, о котором говорит все Священное Писание.