Найти тему
Кинолюбитель

7 лучших ролей Сэмюэля Л. Джексона

Оглавление

21 декабря 2023 года главному мазафакеру Голливуда исполнилось 75 лет. Он один из самых харизматичных актёров современности, который снимается как в массовых, так и в авторских картинах. Вспоминаем несколько прекрасных работ актёра.

1. Криминальное чтиво (1994)

-2

Джулс Уиннфилд, который не убоялся пойти путём праведника, перед этим, правда, положив многих людей, — ключевой образ для фильмографии Квентина Тарантино, для 90-х и для кино в принципе. Пара карманных киллеров из банды Марселласа Уоллеса (Винг Реймз), в которую также входит Винсент Вега в не менее культовом исполнении Джона Траволты, закономерно стала поп-феноменом. Впрочем, хватит с «Криминального чтива» дифирамбов.

То, что открыли Спайк Ли и Мартин Скорсезе, Тарантино огранил и практически присвоил — для необузданной взрывной харизмы Джексона невозможно представить лучшего проводника, чем режиссёр, для которого понятия «взрыв» и «харизма» стали основой режиссёрского метода, да и подхода к жизни. Роль Джулса, мастера по массажу ног и религиозного беспредельщика, принесла Джексону номинацию на «Оскар» и мировую славу, а также определила сквозную линию всей его карьеры.

2. Крепкий орешек 3: Возмездие (1995)

-3

К третьему фильму франшизы о самом простом копе-супергерое, к счастью, акценты сместились, а вернувшийся в режиссёрское кресло Джон МакТирнан отказался от дважды проверенной фабульной схемы. Слегка спившийся Джон МакКлейн (Брюс Уиллис) больше не баловень благородной судьбы, а объект мести и пленник чужой террористической прихоти. К тому же теперь у него появился напарник, чернокожий владелец гарлемского магазинчика Зевс (Сэмюэл Л. Джексон), спасший МакКлейна от хулиганской пули и смерти в гетто.

На этот раз Джексон исполняет роль закаленного уличной жизнью, остепенившегося и принципиального «голоса гетто-разума». Идеальный элемент внезапного тандема, оттеняющий удалого спасителя Америки. Здесь наш герой умудрился и вовсе перекрыть Уиллиса, определив тем самым дальнейшее угасание всеми любимого «Крепкого Орешка».

3. Джеки Браун (1997)

-4

На пике зрительской любви и с «Золотой пальмовой ветвью» в руках Тарантино вдруг решил свернуть с проложенной стилистической тропы, оставив её набежавшим бестолковым последышам. Вместо серф-роковых героиновых коллажей о жизни разномастных бандитов режиссёр вдруг решил поработать с «классической» драматургией, экранизировав роман Элмора Леонарда «Ромовый пунш». Впрочем, Тарантино по щелчку пальцев превратил «крутой детектив» о том, как непростая стюардесса переигрывает торговца оружием, в ревизионистский блэксплотейшн.

«Джеки Браун» стала фильмом, который тарантинофилы обычно не смотрят, а если и смотрят, то не особо уважают, осознанно лишая себя великого удовольствия. В роли стильного хастлера Орделла Джексон чувствует себя настолько комфортно, что с закрытыми глазами переигрывает трёх легендарных компаньонов: Пэм Гриер, Роберта Форстера и Роберта Де Ниро. Кстати, и завязанную в косичку козлиную бородку, и длинные волосы — неотъемлемые атрибуты иконического силуэта — Джексон придумал сам.

4. Неуязвимый (2000)

-5

У Элайджи Прайса (Джексон) редкое заболевание — кости его столь хрупки, что могут сломаться от любого неосторожного действия. Мужчина владеет галереей комиксов, в стенах которой изводит себя мыслью о возможном существовании прямой его противоположности — кого-то крепкого, неуязвимого. Вскоре именно такой человек объявляется в новостях. Дэвид Данн (Брюс Уиллис), спортсмен, охранник и единственный выживший после крушения пассажирского поезда. Элайджа выходит на счастливца и нарекает его супергероем.

Медленный (анти)супергеройский триллер М. Найта Шьямалана как-то ловко проскочил в многочисленные и разнообразные топы лучших и любимых фильмов, при этом провалившись в прокате. И снова тандем Уиллис — Джексон, который здесь идеально работает на простую и эффектную идею фильма. Контраст выкручён на максимум, но гротескность задумки приглушена темпом и интонацией. Что касается роли Элайджи, то здесь Джексону пришлось обуздать свои ураганное обаяние и тело, чтобы изобразить слабого меланхолика в инвалидной коляске. Эксперимент удался на славу.

5. Стон чёрной змеи (2006)

-6

Лазарь (Джексон) — бывший блюз-музыкант, ныне промышляющий фермерским делом на полях Теннесси. Жизнь обошлась с ним сурово. Однако куда сильнее от ударов судьбы пострадала Рэй (Кристина Риччи) — молодая нимфоманка, которую Лазарь нашёл на дороге, накачанную веществами и избитую до полусмерти. Пожилой мужчина приводит её к себе в дом и начинает кустарный процесс реабилитации. Пробудившиеся отеческие чувства при этом он проявляет весьма оригинальным образом — сажает девушку на цепь. Когда на след Рэй выходит её парень Ронни (Джастин Тимберлейк), у Лазаря появляются новые проблемы.

«Стон чёрной змеи» — так называлась старая песня легендарного блюзового гитариста Блайнда Лемона Джефферсона. Две главные вещи, которыми может особенно впечатлить спиричуэл-сексплотейшн Крэйга Брюэра, связаны, разумеется, с личностью Джексона. Это, во-первых, его экранный образ религиозного радикального экс-блюзмена — актёрский диапазон позволил ему и здесь развернуться с неведомой силой. Во-вторых, саундтрек, написанный самим же актёром. Блюз Джексона — скрытый бриллиант.

6. Джанго освобожденный (2012)

-7

…И обратно к Тарантино, куда без него. С «Джанго освобожденным» режиссёр осуществил свою мечту — снял гибрид спагетти-вестерна и блэксплотейшна. Без экспериментов на обоих полях, конечно, не обошлось, какие-то получились более удачными, какие-то менее. Брутальная история раба (Джейми Фокс), которому даровал свободу обаятельный охотник за головами (Кристоф Вальц), чтобы тот опознал для него несколько целей, быстро превращалась в ещё более брутальную и мифологизированную историю о спасении возлюбленной. «Джанго» принёс режиссёру второй «Оскар» за лучший сценарий.

Все обсуждали триумф Кристофа Вальца, пополнившего свою коллекцию трофеев второй золотой статуэткой, и ДиКаприо, натурально распоровшего себе руку о разбитое стекло в одной из сцен. Мы же отдадим должное главной звезде всего фильма — и нет, это не Джейми Фокс. Возможно, чернокожий управляющий Стивен — актёрский пик Джексона за всю его карьеру. Переход от взбалмошного старика-дебошира к старику-садисту с волчьим чутьём, а затем — к вопящему от боли старику-доходяге получился столь безупречным и гениальным, что академикам следовало бы выдумать в честь этого актёра ещё одну новую номинацию — «Лучшая мужская роль третьего плана».

7. Kingsman: Секретная служба (2015)

-8

Британский гопник Эггси (Тэрон Эджертон) решил закопать свои многочисленные таланты в землю и посвятить жизнь мелкому криминалу. Парню суждено было закончить жизнь в тюрьме или на свалке, если бы как-то раз ему не повстречался Гарри (Колин Фёрт), манерный агент секретной организации, не раз встававшей на защиту всего мира. Когда-то отец Эггси спас шпиона от смерти, и теперь тот хочет отдать долг старому товарищу, взяв под крыло его отпрыска. Уличный пацан попадает в ряды спецагентов и скоро сталкивается с Валентайном (Джексон), безумцем, который планирует истребить большую часть населения планеты при помощи своего жуткого изобретения.

«Kingsman» — чудный кровавый гибрид «Большого куша» и «Джеймса Бонда», внезапно взорвавший мировой бокс-офис. В роли модного шепелявого суперзлодея Валентайна, который носит фиолетовое и закусывает лафит чизбургером, Джексон явно ощущал себя ребёнком в песочнице. Резвился, наслаждался свободой и ни о чем не заботился. То же самое, глядя на него, делали и зрители.