В Ереване у меня появилось ощущение, которого не было в Москве - вокруг люди. Добрые, злые, вздорные, умные, глупые, но они есть. И случись что, никто никого не бросит. Такого не может быть.
Тут очень непростой национальный характер. Когда речь идет о бизнесе, о каких-то системных решениях, будут биться за каждую копейку, могут и обмануть. Но если надо накормить, принять, помочь тебе - это совсем другое. Никто не будет считать денег. На тебя потратят все свое время и отдадут последнее.
Возможно, я идеализирую. Даже наверняка. Но это мой опыт. Так было со мной, когда я сюда приехал. Мне сдали квартиру по явно завышенной цене и пару раз по-крупному надули с коммуналкой. Я пожаловался.
- Что ж, - говорю, - Артак, ты с меня такие деньги берешь, а у тебя даже кастрюли нет, чтоб я картошку сварил.
Артак обиделся и исчез.
В час ночи раздается стук в дверь. Открываю - на пороге стоит Артак, в руках у него кастрюлька.
Явный ведь прохиндей. Но когда я переезжал, он, ни секунды не думая, заказал на свои деньги машину и собственноручно перевез меня. Это что-то бессознательное, заложенное глубоко внутри.
Люди непрерывно говорят о том, в каком плохом состоянии находится армянское общество. Оно разобщено, поляризовано, инертно. И действительно, армяне могут до крика ругаться по политическим вопросам. Но важно, что происходит потом. А потом совершенно спокойно садятся вместе пить вино и кушать шашлык.
Это не лицемерие, это просто такое отношение к жизни. Есть абстрактные вещи, а есть реальность.
Большой город, у всех свои дела, много равнодушных, много тех, кто сосредоточен на себе и своем благе. Но даже они мобилизуются по первому же слову, мгновенно.
Я помню, какая ругань стояла в Ереване во время карабахской трагедии. Не у всех, конечно, но было, было. А зачем это нужно, а кто они такие, а нам самим тут жить трудно, а они сами виноваты...
Но когда в город приехали истощенные несчастные люди, потерявшие дом, все сразу кинулись помогать им. Что не мешало некоторым сдавать квартиры втридорога. Но было много и таких, кто селил бесплатно. И помощь продолжается до сих пор.
Это удивительное ощущение. Ты понимаешь, что не так уж важно, кто ты, откуда и какие у тебя взгляды. Важно, что ты человек, а кругом люди. На каждом шагу, в каждом квартале, каждый день, из этого состоит жизнь. Чужих нет, чужие бывают только в теории, на словах, а на самом деле свои.
Вот такое у меня ощущение.
Ян ШЕНКМАН