Найти тему

Когда Бетховен стучится в нашу душу

Елена ШАРКОВА

22 декабря 1808 года в Вене прошла публичная премьера Пятой симфонии Людвига ван Бетховена.

Вот он, знаменитый мотив из четырёх тактов
Вот он, знаменитый мотив из четырёх тактов

Концерт, состоявший из бетховенских премьер, длился четыре часа; зал не отапливали; музыканты плохо подготовились; публика устала и замёрзла; Пятую играли ближе к концу. Вот почему в тот день никто не обратил на неё внимания.

Через полтора года опомнились после опубликованного отзыва. В нём восторженно и весьма драматически описывалось впечатление от Пятой симфонии: сияющие лучи пробиваются сквозь глубокую ночь, огромные тени поднимаются, падают и приближаются, бесконечная боль почти разрывает грудь слушателя полнозвучной гармонией всех страстей… «Как это чудесное сочинение властно ведёт слушателя в духовный мир бесконечности!» Красочный и вместе с тем профессиональный отзыв принадлежал перу писателя, композитора, художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.

С тех пор общепризнано: бетховенская Пятая — эталон симфонии, шедевр шедевров. Это одно из самых популярных и часто исполняемых произведений классической музыки. Во время Второй мировой в странах союзников основная тема симфонии — мотив из четырёх тактов — символизировала победу. Потому что буква V (victory) в азбуке Морзе обозначается тремя точками и тире. Короткий сигнал — короткий — короткий — длинный. Как и этот мотив — та-та-та-ТА.

Может быть, эти четыре такта — самая известная музыкальная фраза в мире. Вы пропоёте «та-та-та-ТА» — и кто-нибудь обязательно скажет: «Судьба стучится в дверь». Думая, что сам Бетховен так говорил.

На самом деле вряд ли говорил. Хотя те четыре года, когда великий композитор писал свою Пятую, были для него очень тяжёлыми. Судьба действительно постучалась к нему в дверь: он глох и впадал в настоящее отчаяние. Не оттого ли так пронзительно тревожна первая часть симфонии? Но человек неистово борется с судьбой, и вот в четвёртой части — уже триумф, мощь, человек побеждает… о нет, не будем интерпретировать музыку. Не надо придумывать за Бетховена, «что он хотел сказать». Он стучится в нашу душу этой божественной музыкой, пришедшей к нему свыше, и нам остаётся только открыться ей, тревожиться, страдать, ликовать вместе с ней. Наслаждаться.