Елена ШАРКОВА
22 декабря 1808 года в Вене прошла публичная премьера Пятой симфонии Людвига ван Бетховена.
Концерт, состоявший из бетховенских премьер, длился четыре часа; зал не отапливали; музыканты плохо подготовились; публика устала и замёрзла; Пятую играли ближе к концу. Вот почему в тот день никто не обратил на неё внимания.
Через полтора года опомнились после опубликованного отзыва. В нём восторженно и весьма драматически описывалось впечатление от Пятой симфонии: сияющие лучи пробиваются сквозь глубокую ночь, огромные тени поднимаются, падают и приближаются, бесконечная боль почти разрывает грудь слушателя полнозвучной гармонией всех страстей… «Как это чудесное сочинение властно ведёт слушателя в духовный мир бесконечности!» Красочный и вместе с тем профессиональный отзыв принадлежал перу писателя, композитора, художника Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
С тех пор общепризнано: бетховенская Пятая — эталон симфонии, шедевр шедевров. Это одно из самых популярных и часто исполняемых произведений классической музыки. Во время Второй мировой в странах союзников основная тема симфонии — мотив из четырёх тактов — символизировала победу. Потому что буква V (victory) в азбуке Морзе обозначается тремя точками и тире. Короткий сигнал — короткий — короткий — длинный. Как и этот мотив — та-та-та-ТА.
Может быть, эти четыре такта — самая известная музыкальная фраза в мире. Вы пропоёте «та-та-та-ТА» — и кто-нибудь обязательно скажет: «Судьба стучится в дверь». Думая, что сам Бетховен так говорил.
На самом деле вряд ли говорил. Хотя те четыре года, когда великий композитор писал свою Пятую, были для него очень тяжёлыми. Судьба действительно постучалась к нему в дверь: он глох и впадал в настоящее отчаяние. Не оттого ли так пронзительно тревожна первая часть симфонии? Но человек неистово борется с судьбой, и вот в четвёртой части — уже триумф, мощь, человек побеждает… о нет, не будем интерпретировать музыку. Не надо придумывать за Бетховена, «что он хотел сказать». Он стучится в нашу душу этой божественной музыкой, пришедшей к нему свыше, и нам остаётся только открыться ей, тревожиться, страдать, ликовать вместе с ней. Наслаждаться.