22 декабря 1791 года русские войска под командованием генерал-аншефа графа А.В. Суворова-Рымникского взяли турецкую крепость Измаил, расположенную в Бессарабии, на Дунае. Сейчас это город в Одесской области Украины.
Собственно, к этому моменту «потёмкинская» русско-турецкая война 1787-91 годов уже подходила к концу. Результаты войны были для Османской империи катастрофическими – турецкие армия и флот потерпели ряд тяжелейших поражений. Кинбурн, Рымник, Фокшаны, Очаков, Тендра и Калиакрия… Турецкие солдаты и командующие дрожали при упоминании свирепых Топал-паши и Ушак-паши – Суворова и Ушакова…
«О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир»
(А.С. Пушкин)
К моменту штурма Измаила переговоры между Турцией и Россией уже велись и их очертания были определены. Особенное впечатление произвели на Блистательную Порту битва при Фокшанах, в ходе которой турки, рассчитывавшие на лёгкую победу над австрийцами, попали под мощный удар как с неба свалившихся суворовских «чудо-богатырей», и морская битва у Калиакрии, в которой Ушаков нанёс поражение самому капудан-паше (командующему турецкими ВМС) Гиритли Хусейн-паше. В Стамбуле ждали русской бомбардировки и десанта…
Однако взятие Измаила имело и самостоятельное значение – крепость была узлом дорог, связывающих Бессарабию и Румынию, контролировала переправу через Дунай, ну и сама по себе была плацдармом на левом, уже российском фактически берегу Дуная.
В Измаил были стянуты остатки разгромленных турецких воск со всей Бессарабии – деморализованные, дезорганизованные, но опасные как загнанный в угол зверь – султан приказал казнить каждого, кто покинет крепость.
Штурм мощнейшей крепости, второй после Очакова или равновеликой ему, сам по себе был непростой задачей. В литературе это сражение описывается четырьмя цитатами.
Суворов:
- «Крепость без слабых мест».
- «На штурм подобной крепости можно было решиться только один раз в жизни».
- «Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление – и воля. Первый мой выстрел – уже неволя. Штурм – смерть».
Начальник крепости великий сераскер Айдослу Мехмед-паша:
- «Скорее Дунай потечёт вспять и небо упадёт на землю, чем сдастся Измаил».
По положению неба и Дуная мы можем догадаться, что Измаил не сдался. Он был взят штурмом. Все 35 тыс. человек гарнизона были убиты, либо взяты в плен. Потери российских войск были в 7 раз меньше.
По решению Госдумы 24 декабря в России отмечается День воинской славы (несовпадение дат не должно нас беспокоить – Дума ухитрилась промахнуться со всеми днями воинской славы).