Состав Вермахта в операции «Барбаросса» — это одна из важнейших тем для исследования. И это исследование ещё не закончено. Я в данном случае не о тех полусумасшедших товарищах, которые пытаются доказать, что танков у немцев было в 10 раз больше и прочую чушь. Просто есть ещё белые пятна в этой теме.
В частности, я стал искать, сколько же было в Вермахте к моменту нападения на СССР транспортных средств, и обнаружил, что такой информации нет. Ну если, конечно, не считать цифру в 600 тысяч автомобилей и тягачей.
Сложность тут в самой статистике Третьего Рейха. В Вермахте данные были отдельно по сухопутным войскам, авиации и флоту, и их ни у кого почему-то не было желания сводить вместе. Своя статистика была и у войск СС. Кроме того, было много разных других структур, которые Вермахт не учитывал. Например, столь важный для данной темы, Национал-социалистический мотомеханизированный корпус (Nalionalsozialtstisches Kraftfahrkorps), который решал многие вопросы транспорта. Часто возникает путаница между произведёнными в Германии автомобилями и их поставками в Вермахт. Кроме того, не всегда понятно, учтены ли специальные автомобили, или они посчитаны отдельно. Я уж молчу от том, что немалую роль составляли трофеи, а кроме трофеев ещё размещались заказы на производство за рубежом. Причём в тех же странах, из которых имелись и трофеи.
Словом, запутаться легко, а поскольку нет одного единого документа, где была бы такая информация, то ориентироваться приходится на публикации разных исследователей. А в их данных не всегда понятно о каких именно цифрах (см. выше) идёт речь. Но в целом работа проделана немалая. У меня есть найденная на просторах интернета огромная таблица, в которой данные по производству грузовых, легковых и специальных автомобилей в Германии с 1919 по 1945 год, с разбивкой по годам и по моделям машин (кому интересно — обращайтесь, поделюсь, заодно поможете разобраться в деталях).
Собственно, особый интерес к небольшому исследованию по данной теме у меня возник после того, как на одном из наших форумов я нашёл публикацию аж пятнадцатилетней давности, где один из товарищей приводил свои цифры по количеству тягачей. Я эти данные тоже использую, но с критическим подходом, конечно.
Итак, давайте попробуем сначала разобраться с грузовиками.
Согласно книге «Operation Barbarossa: the Complete Organisational and Statistical Analysis», в операции «Барбаросса» (включая Финляндию и резервы) было использовано в войсках 150 088 грузовых и 84 880 легковых автомобилей, а также 10 748 полугусеничных тягачей. Плюс во вспомогательных структура было 299 912 грузовых и 42 328 легковых автомобилей. Всего получается 587 956 автомобилей и тягачей, что и даёт округлённую цифру в 600 тысяч.
В книге «The effects of strategic bombing on the German war economy» приводятся данные по производству и наличию в Вермахте транспортных средств. Согласно этим данным, в Вермахте было на начало июня 194 414 грузовых и 145 085 легковых автомобилей, 15 642 полугусеничных тягача. Если эти цифры дают общее число, а предыдущие — в составе войск для операции «Барбаросса», то вроде похоже.
Общее число произведённых полугусеничных тягачей по 1940 год включительно — 12 163, если же включить весь 1941 год, то уже получается 20346, так что предлагаемые выше цифры с этими данными вполне сходятся.
Есть данные, что без учёта специальных машин (?) в Вермахт (а до этого в Рейхсвер) было поставлено с 1921 по 1940 год 139 156 грузовых и 91 681 легковой автомобиль. Понятно, что до 1941 года дожили далеко не все.
Количество трофейных машин, полученное Вермахтом в 1940 году и первой половине 1941 составляет 33 456 грузовых и 10 778 легковых автомобилей.
Поскольку цифры никак не сходятся, можно предположить, что 194 414 грузовика — это с учётом специальных машин.
Кстати, хочу остановится на оснащении немецких дивизий трофейными грузовиками, в первую очередь французскими. Таковые имелись в 69 пехотных, 9 охранных, 4 легко-пехотных, 3 моторизованных и 1 танковой дивизиях. Тут надо отметить, что в дивизиях иностранные автомобили составляли примерно половину парка, так как специальные машины все были немецкие. Кроме того, из пехотных дивизий, большинство оснащённых трофейными автомобилями были во Франции и имели вдвое меньшее количество автотранспорта.
Однако автомобилями и полугусеничными тягачами транспортный парк Вермахта не ограничивался. Были и другие машины, правда, их было немного, но зато интересные.
Как я уже упоминал выше, один товарищ пытался составить перечень различных тягачей в Вермахте к июню 1941 года.
Используя его данные и уточняя их получаем, что были ещё и следующие машины.
Колёсно-гусеничные тягачи австрийской разработки — Austro-Daimler ADMК, всего 334 штуки выпущено. Ещё из австрийской техники (не колёсной) было 7 полугусеничных артиллерийских тягачей AFRS и 20 колёсно-гусеничных тягачей-транспортёров Saurer RR-7.
Французские полугусеничные тягачи и транспортёры были представлены машинами Tracteur d´infanterie Unic TU 1 (236 машин), tracteur d'artillerie Unic P 107 BU (1905 машин), полугусеничные тягачи и транспортёры Citroën Р14, P17, P19, как французские, так и бельгийской армии (до 3000 всего имелось, но реально использовалось лишь 52 тягача Р14), tracteur d'artillerie Somua MCG (785 выпущено), tracteur d'artillerie Somua MCL 5 (до 500). К сожалению, все эти интересные машины едва ли могли быть на советской границе в большом количестве. Приводимые обычно цифры по французской технике либо дают число выпущенных машин, либо количество захваченных трофеев. Реально они использовались в войсках, расположенных во Франции, да и то не в 1941 году.
Трактора немецкие гусеничные:
Leichter Raupenschlepper Famo Boxer точно использовался в Норвегии, но указываемое число в 2000 штук — это слишком много, ибо их к 1941 году произвели лишь около 1200. Также могли использоваться тракторы Famo Rübezahl, которых было произведено около 2000.
Ещё упоминается про гусеничные тракторы Hanomag K 50 (выпущено около 3000), Lanz type HRK-55 PS Raupenbulldog (выпущено до 2000) и Kaelble Strassenschleppern (выпущено до 1000). Точных данных по их использованию Вермахтом, тем более конкретно в 1941 году, я найти не смог. Но в целом выпуск самых массовых моделей не превышал 2-3 тысяч за несколько лет, и шли они, конечно, в первую очередь в сельское хозяйство. Упоминание, что использовалось около 9 тысяч, явно завышено. В операции «Барбаросса», видимо, их могло быть в Вермахте 4-5 тысяч, не более. Буду, конечно рад, если кто-то найдёт более точные данные.
Чехословацкие гусеничные тягачи в Вермахте были представлены следующими моделями: Praga T-3 (126 штук), Praga T-4 (25 штук), Praga T-5 (13 штук), Praga T-6 (указано около 250, но есть сомнения), Praga T-7 (40 штук), Praga T-8 (62 штуки), Praga T-9 (76 штук), Škoda MTH (44 штуки) и Škoda STH. Максимум могло быть до 550 штук.
Также в качестве тягачей упоминаются французские гусеничные бронетранспортёры Tracteur de ravitaillement pour chars Lorraine 37L (аж 300 штук) и танкетки снабжения Chenillette de ravitaillement d’infanterie 31R, более известной как Renault UE (аж 1200 штук), но в 1941 году такого количества этих бронемашин в войсках точно ещё не было. Речь может идти лишь о нескольких десятках Renault UE.
Кроме этого имелись тягачи, переделанные из французских танков: 110 Moserzugmittel auf PzKpfw 35R 731(f) (из танков Char léger d'accompagnement 1935 R) и 30 Artillerieschlepper 38H(f) (из танков Char léger d'accompagnement 1935 Н). Обычно называют количество бо́льшее, но в 1941 году были лишь эти машины. Все остальные появились позже.
Также упоминают про польские гусеничные тягачи C2P — ciągnik 2-tonowy polski, (35 штук) и С6Р (71 штука). Почему-то, правда, забывают про полугусеничные C4P и некоторые другие.
Не совсем понятно, как в статистике Вермахта посчитали французские машины типа tracteur d'artillerie et de dépannage Latil TAR H2 и Latil M2 TZ, tracteur d'artillerie Laffly S15T и некоторые другие машины, которые именовались тракторами у французов. В целом, большинство из них — обычные автомобили высокой проходимости. У немцев они сводились в категорию Zugmaschine — то есть тягачей. С этим вопросом следует ещё разобраться, но не сейчас. Хотя таких машин немцы захватили до 8 тысяч, но их участие в операции «Барбаросса» было единичным. Практически вся французская техника если и поступила в части Вермахта, то в те, которые находились в самой Франции. Можно найти фото упомянутых французских машин на советской территории в 1941 году, но нигде нет их в большом количестве.
Не менее сложно понять и про использование германских колёсных тракторов. Поскольку в эту категорию объединяют два типа машин. Во-первых, это колёсные тракторы двойного назначения фирм Lanz и Deutz, они шли в основном шли в сельское хозяйство, но активно использовались в аэродромных службах Люфтваффе, в инженерных войсках и в войсках связи. В последних тракторы Acker-Bulldog точно имелись в штатном расписании. На Восточном фронте использовались очень ограниченно. Их в Вермахте могло быть до 5-6 тысяч, часть в специальном варианте для Люфтваффе.
Во-вторых, это специальные колёсные тягачи фирм Bussing-NAG, Faun, Kaelble, Hanomag, VOMAG, Skoda, Tatra, которые создавались как аэродромные или для перевозки танков. Хотя часть этих машин очень похожа на обычные большегрузные автомобили, но в перечне произведённых для Вермахта грузовиков их нет. В Вермахте их могло быть к 1941 году около 2000 тысяч, более точных данных не удаётся найти.
Таким образом, если подводить итог, в операции «Барбаросса» в составе Вермахта (без вспомогательных служб) могло быть, кроме 150 088 грузовых и 84880 легковых автомобилей, ещё свыше 14 тысяч тягачей — до 11 000 полугусеничных, до 600 гусеничных, до 300 бронированных гусеничных французских, до 300 колёсно-гусеничных австрийских, до 2000 колёсных, и ещё 2-3 тысяч колёсных тракторов. Цифры, как видите, очень приблизительные, но других пока нет.
Так что пока придётся довольствоваться всё той же цифрой в 600 тысяч автомобилей и тягачей.
К которым надо добавить 625 тысяч лошадей, которые играли весьма большую роль при всей моторизации Вермахта, уровень которой вы могли оценить.
Ну я могу лишь в конце ещё порекомендовать вам мою старую статью: