Детские кризисы

В жизни каждого родителя наступает момент, когда ребёнок «выходит из-под контроля». Вчера – спокойный, послушный, общительный, а сегодня – упрямый, агрессивный, раздражительный, слишком болтливый или, наоборот, замкнутый. «Мы его правильно воспитывали, было всё нормально, и вдруг… Что происходит? Что мы делаем не так?» - спрашивают родители психолога.

Причины бывают разные, но чаще всего виной возрастные кризисы, о которых нужно знать, чтобы к ним подготовиться. Все дети проходят кризисные моменты, которые имеют общие признаки, а значит, родителям можно воспользоваться накопленным наукой опытом. Кризис – естественный этап взросления. Успешно преодолённый кризис – это значительный шаг в развитии ребёнка, приобретение новых полезных знаний и умений. Задача родителей состоит в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть кризисное состояние, не впадая в панику и не решая проблемы за него и вместо него.

В жизни каждого родителя наступает момент, когда ребёнок «выходит из-под контроля».

Причины возрастных кризисов кроются в стремлении ребёнка к самостоятельности и отсутствии опыта самостоятельной реализации собственных потребностей. Мудрость родительской любви заключается в том, чтобы постепенно отпускать ребёнка в самостоятельную жизнь, ненавязчиво сопровождая его на этом пути.

Психологи выделяют пять основных кризисов развития.

  • Кризис новорожденности (разрыва биологического симбиоза с матерью). Ребенок из комфортных условий попадает в мир, где ему холодно и неуютно.

Что делать? Дать ребёнку почувствовать, что мама рядом. Держать его на руках, чтобы он ощущал материнское тепло и слышал её сердцебиение. Именно в это время формируется базовое чувство защищённости и доверия к миру.

  • Кризис первого года жизни (разрыв психологического симбиоза с матерью). Первые шаги, первые слова, стремление познавать окружающий мир. Но его ограничивают в движениях (вдруг упадёт?), кормят и одевают, отбирают предметы, которые он тянет в рот.

Что делать? Постепенно расширять границы самостоятельности, позволяя ребёнку знакомиться с миром, наблюдая и поддерживая.

  • Кризис трех лет. (Осознание и проявление собственного «Я»). В этот период поведение ребенка носит протестный характер. Он стремится делать то, что хочется ему: «Я сам!». Это может выглядеть как упрямство, истерика, отказ от привычной еды или игрушек.

Что делать? Главное – контролировать свои эмоции, спокойно реагировать на его поведение. Разговаривать с ребёнком о правилах, которые нужно соблюдать, давать ему возможность выбирать самому (в пределах разумного, конечно). Существует главное правило формирования самостоятельности: если ребёнок чему-то научился, не делайте это за него. Постепенно учите его застёгивать пуговицы и завязывать шнурки, чистить зубы и убирать игрушки. Лучше, если всё это делается без давления и в форме игры.

  • Кризис семи лет (формирование социального «Я» и самооценки, позиции школьника). В этот период происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка, что усложняет процесс начала обучения.

Что делать? Находиться рядом и поддерживать, обсуждать проблемы и трудности, предлагать варианты их решения. Акцентировать внимание на положительных качествах и успехах, считая их естественными и закономерными, а неудачи и ошибки – временными. Вера в ребёнка и его возможности совершает чудеса, а упрёки и наказания делают его слабым и неуверенным.

  • Кризис подросткового возраста (изменение отношений с окружающими с помощью самосознания). Ребёнок стремится стать взрослым, отделиться от родителей, занять своё место в компании сверстников. Но у него пока нет эффективных механизмов удовлетворения этих потребностей. Подросток протестует против контроля, но сам себя пока контролировать не умеет. Отсюда и негативизм, повышенная критичность, развенчание авторитетов, стремление к нарушению норм и правил.

Что делать? Главное – уважать ребёнка и признавать его право быть самим собой, а не тем, кем вы его хотите видеть. Общаться с ним «на равных», не нарушая его границы, не унижая и не критикуя. Важное условие – постоянное полноценное общение (не «на ходу» или «между делом»), создание комфортного климата в семье и личный пример правильного поведения. В подростковом возрасте могут возникать разные проблемы, но все они решаемы, если родители сохраняют душевный контакт с ребёнком, а он чувствует себя частью дружной и любящей семьи.

По сути, именно постоянное проявление любви и внимания, безусловное принятие и уважение – основы преодоления всех возрастных кризисов. Почаще говорите ребёнку, что вы его любите и верите в него. Хвалите за всё сделанное, но терпимо относитесь к его неудачам. А главное, помните: все эти кризисы вы, взрослый человек, уже прошли. Значит, у вас есть полезный опыт. Не стесняйтесь им делиться!