Найти тему
Sputnik Латвия

Латвийских архитекторов не учили создавать доступную среду

© Sputnik / Стрингер
© Sputnik / Стрингер

О том, как правильно сделать среду доступной для всех, не знают даже профессиональные архитекторы

Общественная инфраструктура Латвии не приспособлена для инвалидов. В том, почему так происходит, разбираются в передаче "Сегодня вечером" на Rus.LSM.lv.

В Латвии не хватает экспертов по доступности среды, говорят в Обществе инвалидов и их друзей Apeirons. В прошлом месяце сертификаты получили 17 человек. Активных экспертов — 4, постоянный — всего один. Это Юргис Бриедис.

Бриедис демонстрирует журналистам пандус у входа в здание министерства иностранных дел.

"Это пример того, какие у нас решения в доступности среды. Когда думаем о ней — представляем себе человека в коляске, и ему надо как-то попасть в здание. Этот пандус предназначен только для человека в коляске! То есть ни пожилые люди, ни человек с тростью им пользоваться не могут — на нем невозможно стоять. Второе — ты не можешь его использовать самостоятельно, он накрыт, надо звать кого-то на помощь. Как его позвать? Это подход, что нам просто формально надо что-то сделать", — говорит Бриедис.

Здесь хватает места, чтобы сделать здание доступным для всех, говорит эксперт. Но это не сделано.

А вот — другой, уже хороший пример: вход в здание Фонда интеграции общества. Похожая ситуация, историческое здание — но совсем другое решение, поясняет Бриедис:

"Его можно использовать самостоятельно, никому звонить не надо. Ему не нужно электричество, его не нужно обслуживать. И каждый может им пользоваться. И никто не думает, что это какое-то решение специально для инвалидов".

У всех студентов вузов должно быть представление о людях с ограниченными возможностями и их нуждах. Но, к сожалению, часто о том, как правильно сделать среду доступной для всех, не знают даже профессиональные архитекторы, говорит эксперт.

"Такая нам поступает информация, и мы сами видим в проектах, что часто решения ограничиваются копированием норматива один к одному. Не подумав о том, удобно ли человеку. Формально включаются минимальные требования.

Многие говорят: будет дороже. Не будет! Разместить розетки на такой высоте, чтобы мог человек в коляске достать, — не дороже. Или поставить оконную ручку на нужной высоте — не дороже".

В Рижском техническом университете считают: главный принцип инклюзивного общества — это универсальный дизайн, и будущие архитекторы изучают его с первого учебного года.

"Принципы, что окружающая среда должна быть доступной, включены в разные курсы — архитектурное проектирование, типология зданий и т. д. Для архитекторов основное внимание уделяется именно строительной среде. И каждая курсовая работа также содержит эти решения, чтобы и здания, и окружающая среда в целом были доступны для всех людей", — рассказал директор учебной программы "Архитектура" Рижского технического университета Угис Братушкинс.

Требование создавать доступную среду — относительно новое, многие архитекторы получали образование в те времена, когда никто не требовал сделать здание удобным для человека в инвалидном кресле.

"Я учился в период, когда инвалидов "не было". Мы видим: во всех постройках до конца ХХ столетия — пол первого этажа на возвышении. Античная архитектура тоже — дворец на возвышении", — отметил архитектор Юрис Пога.

Теперь доступная среда — это уже не пожелание заказчика, а обязательное требование нормативных актов.

"Поэтому тут уже заказчик не имеет права вилять! Проблема в другом — у нас много исторических застроек, которые имеют историческую ценность, но в то же время доступности там никакой".

Для современных архитекторов это сложная задача — найти компромисс, сохранив исторический объект и сделав его доступным.