"Давайте проясним, у нас тут вышла небольшая ошибка... Настенька скоро умрет, следом за ней уйдет Марина. Речь не о них, а обо мне. Насколько я знаю, каждый умирает в одиночку. Так вот что я хотел вам сказать. Умри я... я ведь не стану приходить сюда, являться... я ведь не тот, который... я человек грешный, я нужен вам здесь. Всю свою жизнь я проходил мимо несчастья других, всегда проходил, не останавливался. Я по долгу службы...убил троих в перестрелке! Одного в рукопашной схватке. И потом, косвенно, участвовал в смерти многих, не знаю скольких, тут вам лучше знать. Я нужен вам здесь! Я молодой, сильный, жадный, жестокий! Я вовсе не святой!
- Дальше!
- Дальше... дальше, и вот для того, чтобы я нормально смог на вас работать, мне нужно создать условия! Мне нужна жена, дочь! Мы всей семьей станем безжалостными, тупыми, сытыми, готовыми утопить за стоптанный тапочек! Продать и радоваться, идти по головам, по костям, по трупам! Дайте...дайте...отпустите нас, прошу Вас! Им надо отдохнуть, а мне подумать... прошу вас! Отпустите! Я отработаю! Я все отработаю, вы будете довольны!
- Хорошо!
- Я не благодарю Вас... потому что вы поступили... разумно, правильно, на благо себе, мне и нашим... задачам.
- Запомни! Тебе дан зарок и запрет!
- Да?
- Произносить эту дурацкую присказку "Жизнь прекрасна и удивительна". Твоя судьба в твоем языке.
- Это и раньше так было..."
"Следователь Андрей Крутицкий расследует дело о самоубийстве молодой матери. В самом по себе происшествии нет ничего особенного, он раскрывал подобные дела пачками. Начинается все как нечто совершенно тривиальное, но чем дальше следак погружается в обстоятельства суицида, тем больше запутывается и сам того не понимая, оказывается под смертельной угрозой. Ведь на семье потерпевшей лежит страшное родовое проклятие."
В продолжении разговора о пост-перестроечном кино нельзя не упомянуть фильм "Прикосновение" 1992 года. Чем уникален этот фильм? Ну, наверное тем, что авторам удалось поймать и зафиксировать липкий, обволакивающий ужас и передать его через экран. Этот фильм оставляет очень холодное послевкусие. После его просмотра станет не по себе даже самым прожженным любителям ужасов. Почему? Что в нем такого? А собственно - ничего! Да, именно, там ничего особенного не происходит и не показывается, более того, действие фильма совершенно тривиальное и бытовое, и тем не менее, местами это настоящая жуть, чистый страх. Современного насмотренного человека очень трудно напугать, поэтому киноделы пользуются скримерами и весьма дешевыми приемами, играющими на эффекте неожиданности. Такая практика работает для западного кино (хотя уже и она не работает). Нашим же нужно идти по пути присказки "у страха глаза велики" и эта лента яркий пример подобной формулы. Страх состоит в неизвестности, чистый ужас в том, что непонятно откуда можно ожидать опасность. Она всюду и может проявиться в любой момент. От этого человек находится в постоянном ощущении страха и само по себе это ощущение гораздо хуже любой реальной опасности, с которой можно справиться.
Основная идея фильма крутится вокруг известного русского вопроса "почему все уроды живут и здравствуют, а хороших людей Господь прибирает себе"? Я думаю все в той или иной степени сталкивались с подобным вопросом. Так вот, в фильме нашли интересный ответ. Потому что хорошие люди нужны "там", а здесь как раз нужны "плохие".
В фильме есть пара очень креативных эпизодов, которые смотрятся просто шедеврально. Например эпизод на кладбище, где Андрей умоляет покойного Мальцева оставить его и дочь в живых. Это просто шедевр, и смотрится очень оригинально и свежо (несмотря на солидный возраст фильма) и ощущается очень жутко. Интересное решение с ответами самого Мальцева с того света, просто пять баллов. А уж как отыграл сам актер.
Если бы наши киноделы пошли по этому пути в свое время и не стали бы заниматься бесконечным копированием чужих идей, то долго ли, коротко ли, но кривая вывела бы нас на совершенно уникальный "тот самый особенный русский путь" о котором мы все так говорим. Ведь были же попытки. Понятно, что нащупать что-то свое очень не просто и придется скомкать множество идей и загубить на корню большое количество проектов. Но разве не в этом истинная суть искусства?
К сожалению, сейчас выросло поколение, воспитанное на прозападной культуре, а все "свое" уже не тот вайб и муд, все это выглядит кринжово и не ок. Нет ребята, с таким подходом мы далеко с вами не уйдем. Рискуем потеряться в бесконечных повторах и так и не найти себя.
Резюмирую, классика пост-советского ужастика, который сегодня стоит рассматривать как учебник того, как нужно создавать ощущение страха на экране.