Все эти слова большими буквами о ней - Ирине Николаевне Никитиной, методисте, учителе русского языка и литературе, воспитавшей и научившей десятки поколений учеников и молодых педагогов.
Ирина Николаевна, в детстве кем Вы мечтали быть?
Сначала врачом. В детстве много и часто болела. Участковый врач была очень красивой женщиной, доброй. Всегда была позитивно настроена, маму мою поддерживала. Мне казалось, что все, что она делает – послушать, ложечкой посмотреть горло, пощупать железки, помять живот, – это просто и что я это уже почти умею делать. А потом школа. Я любила школу. Это живое, конкретное, понятное дело. Одни учат, другие учатся.
Какой ученицей Вы были? Какие предметы любили?
Была очень активной пионеркой, председателем совета дружины, секретарем комитета комсомола… Наш класс был очень дружный, ребята заводные, не только на учебе зацикленные. Ходили в походы с ночевками, зарница, самодеятельность, очень много и часто гуляли, разговаривали без передышки, смеялись до упаду, ходили друг к другу делать уроки... Но не помню, чтобы с кем-то враждовали или вредничали. Училась всегда хорошо. Закончила школу с одной четверкой по химии. Любила не предметы, а прежде всего учителей; всегда ценила их красоту, учительский стиль в одежде, красивый почерк, иронию, умение держать дистанцию, достоинство.
Что Вы преподавали?
До прихода на работу в гимназию преподавала и русский язык, и литературу, с удовольствием работала. А в гимназии так сложилось, что русский и литературу вели разные учителя. И моей работой стало преподавание литературы в старших классах.
Расскажите о Вашем учительском опыте.
В школе работаю очень давно, почти 50 лет. Даже страшно. Но работала всего лишь в трех школах. Первая – это та, в которой я сама училась. Начинала работать с теми учителями, которые меня учили. И как начинающего учителя продолжали учить. Вторая школа находится недалеко от дома, где я живу. Там я по сути и научилась чему-то в своей профессии. Нагрузка была большая. Классное руководство. Работала школа в две смены. В субботу тоже был учебный день. Гора тетрадей. Конспекты уроков. Постоянное чтение и перечитывание русской классики. Помню, с каким энтузиазмом и желанием бежала на уроки, хотелось рассказать, делиться своими читательскими открытиями. И, как мне кажется, мои ученики хорошо меня слушали. Это и есть учительская жизнь. С благодарностью вспоминаю эти годы, своих замечательных учеников, коллег. Третья школа – это Государственная столичная гимназия, Школа «Глория». Виктор Александрович Фертман меня пригласил работать. И это место работы стало для меня родной гаванью. Здесь я сделала девять выпусков как учитель литературы (а может быть, и больше).
Чем отличаются ученики разных поколений?
Это дети другой эпохи, несмотря на то, что разница в каких-то двадцать лет. Последние годы изменили всю нашу жизнь – новые технологии, цифровизация… Но дети во все времена, чувствуют, кто их любит, кто идет к ним с добром, кто интересно рассказывает и объясняет, кто справедливо оценивает…
Каким Вы видите настоящего учителя?
Учитель должен быть образованным, жизнерадостным, заинтересованным в успехах учеников. Ему всегда есть чем поделиться, он знает много больше, чем успевает рассказать на уроке. Самое главное – он верит, что сможет научить своих учеников лучше, чем кто-либо.
Дайте совет будущим учителям.
Если не я, так кто? Кто, если не я, озарит юношеское сознание мыслью, что вся русская литература великая? Кто, если не я, покажет красоту логики математических решений? Кто, если не я, расскажет о великих исторических деятелях, прославивших Отечество? Если эта мысль не осознана учителем, если он считает, что какой-то репетитор выучит лучше него, то… жить можно, давать уроки по расписанию… но побед не будет, радости от достигнутой цели не переживешь. Возьми на себя много, неси тяжелую ношу. Благодарностей, может быть, и не дождемся. Но на душе будет спокойно. Надо жить и выполнять свои обязанности.
За более чем пятьдесят лет своего опыта работы в школе Ирина Николаевна стала учителем не только для детей.
Она – методист и наставник молодых педагогов, коллег и всех тех, кто обращается к ней за помощью.
«Ирина Николаевна - это профессионал своего дела, Учитель литературы, влюблённый в свой предмет и детей. Я очень ценю еë педагогический опыт, потому что только очень трудолюбивый, преданный делу человек может столько знать о писателях и книгах, сколько знает Ирина Николаевна. Одна её фраза, обращённая к нам, молодым учителям, говорит обо всëм: "Учитель должен знать помимо содержания учебника литературы ещё что-то!" Когда я начинала работать в нашей школе, Ирина Николаевна с радостью собирала нас у себя в кабинете, чтобы поделиться опытом построения урока. Это было интересно! Хотелось сразу взять этот текст и перечитать, прийти к своим ученикам и попробовать провести с ними такой урок.
Она требовательна не только к окружающим, но и к себе. Очень эмоциональна, принимает близко к сердцу всë происходящее, особенно это касается вопросов нравственности. Также хочется сказать, что под внешней строгостью и суровостью Ирины Николаевны скрывается доброе и отзывчивое сердце, душевный человек с хорошим чувством юмора! Мне кажется, что это важные качества учителя!
Она убеждена, что учитель не имеет права на равнодушие! Если он видит в ученических сочинениях "опасные" идеи, то с этим должен работать, чтобы вывести молодого человека из леса заблуждений. Неформальное отношение к работе - это тоже очень ценно. Ирина Николаевна - это человек, общение с которым мотивирует к саморазвитию и открытиям», − делится своими впечатлениями Светлана Александровна Тремаскина, учитель русского языка и литературы.
«С Ириной Николаевной Никитиной мы познакомились 30 лет назад, перед открытием Государственной столичной гимназии, − рассказывает Елена Ивановна Кудрина, методист, почетный работник общего образования, заслуженный учитель России. − Это Человечище! К её недавнему юбилею я искала стихи, которые бы высоким слогом описали Ирину Николаевну. И нашла! Именно о такой женщине говорит Валерий Брюсов в своём стихотворении «Женщине»:
Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
«Вот какой я её вижу, − воодушевленно продолжает Елена Ивановна. − Это истинная женщина: яркая, темпераментная, страстная! Настоящая хранительница домашнего очага – жена, мать и бабушка, нежная, любящая, трепетная! Стопроцентный профессионал, гениальный учитель литературы, которого помнит всю жизнь каждый её ученик.
Но в то же время Ирина Николаевна – необыкновенно живой человек с молодым задором, тонким чувством юмора, очень выразительной русской речью! С ней трудно и легко, потому что она никогда не отступает от своей позиции, но обязательно примет твои разумные доводы.
Преклоняешься перед её знанием и мудростью и негодуешь по поводу резких слов и замечаний. Всегда находишь совет и утешение в трудную минуту, но и твоё сочувствие порой оказывается очень нужным.
А самое главное в том, что с Ириной Николаевной необыкновенно интересно работать: столько придумано-передумано, столько сделано-переделано за многие годы! Ирина Николаевна никогда не перестает учиться сама и заражает своим желанием совершенствоваться! Эти 30 лет - самые счастливые годы в моей профессиональной и человеческой жизни, в том числе благодаря тому, что рядом всегда Никитина», − уверена Елена Ивановна.
«Ирину Николаевну Никитину я считаю своим наставником, Наша встреча в профессии для меня большая удача, − вспоминает Ирина Джолдошевна Патрикеева, директор «Школы Глория», заслуженный учитель России. − Я познакомилась с Ириной Николаевной на собеседовании при устройстве на работу в гимназию учителем русского языка и литературы, это было в 1996 году.
У Ирины Николаевны я училась по-особому: не было уроков, каких-то наставительных бесед, а была работа в соседнем кабинете, были разговоры о том, как построить урок, о том, как важно тщательно проверять ученические работы, были выпускные вечера и школьные праздники, на которых вместе смеялись или растроганно утирали слёзы.
До сих пор с интересом слушаю каждое поздравительное слово от Ирины Николаевны в адрес коллег. Это самые мудрые, тёплые и искренние слова, они всегда очень конкретны - как будто она всё-всё понимает о том, кого поздравляет. Это удивляет каждый раз! Ирина Николаевна - великолепный рассказчик, её истории яркие, захватывающие, смешные.
Когда-то Ирина Николаевна поверила в то, что я могу возглавить нашу школу, и вселила в меня надежду сделать первый шаг.
У Ирины Николаевны училась моя старшая дочь, в тетрадях, что мы храним в семье, есть пометки и замечания Ирины Николаевны. И выпускное сочинение моей младшей дочери читала Ирина Николаевна. Для меня не только важна её оценка успехов моих детей, но это становится чем-то родным. Училась у нее сдержанности, обдуманности в решениях, не сорить словами и поручениями.
Но самое главное, чему я продолжаю учиться у Ирины Николаевны, это серьёзная, глубокая, искренняя доброта по отношению к детям, нашим ученикам. Вижу это в её радости за ребят. При всей требовательности, строгости суждений, авторитете, неприятии непрофессионализма, поверхностности, легкомыслия, главное ее качество − ДОБРОТА. Будьте рядом с нами, Ирина Николаевна!», − тепло улыбается Ирина Джолдошевна.