Эта картина Сергея Иванова называется «Семья». Она привлекает к себе внимание многих посетителей Третьяковки. Возле неё останавливаются по долгу обсуждают, кто есть кто на картине.
Я тоже долго стою возле неё, но мне кажется, что всё на ней очевидно и определить, кто есть кто в этой большой семье можно без труда. И если мои Читатели захотят, то сразу всех узнают на моей фотографии этой картины.
Художник захотел воссоздать образ патриархальной крестьянской семьи и для этого специально поселился в деревне Свистухе. Там он и исполнил картину с шествием крестьянской семьи, которое показывает цельность и крепость традиционного семейного уклада.
Семья большая, но каждый её член занимает своё определённое место в этом шествии. Художник подчёркивает внутреннюю иерархию этой домовитой семьи.
На картине выделяется Глава семейства, отец. У него седая борода и одет он в овчинный тулуп, словно некрасовский Мороза-воеводы. Держа в руках большой посох, отец идёт рядом с укутанной в платок, женой, матерью семейства, по лицу которой можно увидеть её самодовольство.
По всему видно, что Глава семейства имеет властный характер. Его пронзительный взгляд говорит о том, что он не потерпит нарушения устоев семьи.
А впереди всех идёт молодая девушка, это дочь на выданье. Она привлекает внимание своей одеждой. Красавица, словно лебёдушка плывёт. Одета она в белый тулуп с вышивкой и меховой оторочкой.
Сразу за главой семейства идёт сын с женой и детьми. Его лицо художник не показал, скрыл от нас, но в фигуре видно его безответность и слабоволие.
Замыкают шествие старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с супругом. В отличие от брата, она шагает уверенно и художник смог подчеркнуть её заносчивость. А вот в младшей-лебёдушке читается природная скромность. Посмотрите только, как она склонила свою головку.
Вот такая семья и служила оплотом державы.
Не маловажную роль играет в картине Иванова и пейзаж с мягким пушистым снегом и виднеющимися вдали деревянными домами. Это оживает картину, делает её лиричной и яркой.
Картина находится в Государственной Третьяковской галерее, а её первоначальный вариант — в Государственном Русском музее.