Магия - одна из древнейших первобытных форм верований, наряду с фетишизмом, тотемизмом, шаманизмом и анимизмом.
Из-за того, что Дзен посчитал эту статью о магии медицинской тематикой по ошибке, как сказали в ТП, мне пришлось статью изменить и убрать из неё кое-что. Первоначальную версию вы можете почитать в моем блоге на Бусти.
ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ ТАКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СТАТЕЙ О МАГИИ И ДУХОВНОМ, ПОБЛАГОДАРИТЕ АВТОРА: ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ПОСТАВЬТЕ ЛАЙК, ОСТАВЬТЕ КОММЕНТАРИЙ. ВАША БЛАГОДАРНОСТЬ ПОМОГАЕТ ВЫПУСКУ НОВЫХ СТАТЕЙ И СУЩЕСТВОВАНИЮ КАНАЛА.
***
Еще в каменном веке люди рисовали перед охотой будущую добычу на стене пещеры, затем следовал ритуальный танец, и изображение животного подвергалось обстрелу стрел, либо рисовали животное, уже проткнутое стрелой. Так древний человек пытался повлиять на результаты охоты.
С. В. Гордеев в книге «Доисторическая магия и современные религии» пишет:
«Запутавшись в собственных измышлениях по поводу своего происхождения, древний человек стал более внимательно наблюдать явления окружающего мира. Так появилась первая наука о природе, которая называлась «магия». Известно, что именно магия стала первой формой доисторической научной мысли и главным проявлением человеческого ума: ни одно животное не способно практиковать что-то подобное.
Именно магия появилась раньше всех других наук».
С древних времен маги, шаманы и вообще люди, наделенные силой, как их ни назови, были самыми почитаемыми членами родоплеменного общества. Они ставили защиту воинам от гибели, во время засухи своими ритуалами могли вызвать дождь, советовались с духами о будущем, проводили обряды для процветания племени.
Магия была с человеком всегда, на заре времен, и сопровождает жизнь человека до сих пор. Даже если человек не верует ни во что и является закоренелым материалистом, всё равно у этого человека наверняка были такие эпизоды в жизни, когда он обращал внимание на примету или суеверие какое, либо вспыхивал кратковременный страх перед неизвестным, перед где-то услышанной мистической историей, или ему хотелось, чтобы неприятная ситуация решилась быстро волшебным образом.
Вот в такое, условно говоря, волшебное решение проблем и верят маги: что с помощью определенных ритуальных действий они могут повлиять на события жизни и всё сложится так, как им надо. Они верят, что сделав ритуал, жизнь под них «прогнется», не прилагая при этом нормальных усилий, не прилагая труда, получить желаемое: например, большую или маленькую сумму денег, нужного им человека, чужие знания, любовь объекта вожделения - мужчины или женщины, и т.д.
Этнограф и социолог Малиновский писал, что магия - это "совокупность чисто практических действий, служащих средством для достижения конкретных целей". Магию применяли к "деятельности и состояниям человека — охоте, земледелию, рыболовству, торговле, любви, и пр.". Для каждого случая применяли особые заклинания и обряды, и верили, что такие особые слова и действия имеют силу влияния на объект. Малиновский считал, что магия не является частью природы, а является такой уникальной силой, которая есть у человека и находится в его теле; и только человек, обладающий магической силой, может высвободить её своим талантом и магическим искусством, оживить голосом и специальными обрядовыми действиями. Чтобы не потерять свою силу, маг обязан соблюдать определенные правила и табу.
Ученый С. А. Токарев, один из первых отечественных исследователей истории религии, считал, что магическое мышление носит психологический характер:
«Понятие «магии» есть общее обозначение многочисленных и весьма разнообразных обрядов и соответствующих им поверий. То общее, что объединяет их и оправдывает это общее обозначение, есть, в сущности, лишь психологическое содержание магических представлений: идея способности человека воздействовать сверхъестественным образом на явления внешнего мира.
Что же касается самих магических действий, их отношения к человеческой деятельности вообще, их связи с общественной жизнью, с бытом, с культурой народа, то магия не представляет в этом смысле ничего единого: напротив, магические обряды оказываются принадлежащими к самым различным сферам жизни человека; они связываются в одних случаях с хозяйственными заботами, в других - с областью брачно-половых и семейных отношений. В иных случаях - с межплеменными отношениями, войной и пр. Не будь в магических актах все же чего-то общего,- а это общее заключается, как уже сказано, исключительно в чисто психологической, субъективной стороне этих актов,- никто и не подумал бы соединять все столь разнородные человеческие действия в какую-то общую категорию».
Антрополог, историк религии Джеймс Фрэзер выделял следующие виды магии:
- Имитативная магия, основана на законе подобия: подобное притягивает подобное; подобное производит подобное; это как бы магия подражания.
- Контагиозная магия, основана на законе контакта, "законе соприкосновения или заражения": после того, как вещи столкнулись друг с другом, между ними сохраняется связь, и они продолжают взаимодействовать друг с другом, даже находясь на большом расстоянии друг от друга.
Эти два вида магии Фрэзер объединял одним термином - симпатическая магия.
Помимо этого, Фрэзер разделил магию на теоретическую и практическую.
Теоретическая магия - это набор правил, природные законы, по которым происходит определенная последовательность событий в мире.
Практическая магия - это инструкции, заветы, правила, следуя которым можно достичь своих целей.
Религиовед И. Н. Яблоков даёт такое определение магии:
"магия (греч. μαγεία — колдовство, волшебство) — совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем обращения к чудодейственным силам".
Ученые определили четыре вида магии по методу воздействия:
1) контактная - прямое соприкосновение мага с объектом, на который он воздействует;
2) инициальная - ритуалы, направленные на объект воздействия, который для мага недоступен, когда нет прямого контакта с "жертвой" магического нападения;
3) парциальная - то же, что и контагиозная магия у Фрэзера;
4) имитативная - для такой магии необходимо, чтобы была копия или то, что может заменить объект, на которого направляется магическое воздействие.
Назначением для магических воздействий является абсолютно каждая сфера человеческой жизни. Самое «ходовое» в народе - любовная, денежная, вредоносная.
Все эти виды мы рассмотрим в следующих публикациях здесь на Дзен и на Бусти. Не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить полезные и интересные публикации.
Интересно писал о магизме богослов и священник Александр Мень:
«В магизме скрыто присутствует та духовная тенденция, которая коренится в первородном грехе человечества: поставить себя в центре мироздания и заставить служить себе его силы.
Именно поэтому магизм явно посюсторонен. Высшим благом для него являются блага земные. Предел желаний мага – процветание здесь, на земле.
Магизм ждет от Неба только даров. Природу (включая незримые силы) он хочет поработить, в человеческом обществе он воцаряет насилие».
В магии нет концепции о Верховном Божестве, Всевышнем Создателе мира и жизни; в магии нет места почитанию и уважению этой Великой Силе; нет поклонения Богу, как принято в некоторых религиях. Скорее наоборот, в магической картине мира присутствуют всевозможные духи – от духов стихий до черных сил, как то демоны, черти, бесы и пр. В своих эгоистичных целях маг стремится подчинить этих духов своей воле для услужения ему и помощи в ритуалах. Подчинив духа или заключив с ним сделку – разово или на постоянной основе, маг может отправить такого духа к врагу с целью напугать или уничтожить. Довольно популярны магические обряды на обогащение, некоторые из них так же делаются через низших духов.
Один ученый однажды сказал: «Магия – это наука джунглей». И из краткого исследования о возникновении магии, её определений, мы видим, что человек еще задолго до того, как научился писать и считать, что-то изобретать, и с помощью своих изобретений и развитого ума решать свои проблемы насущные, - он уже тогда был погружен в мир сверхъестественного и старался влиять на свою и чужую жизнь с помощью магических воздействий. Пытался идти против законов жизни и подчинять события и людей своей воле и своим целям.
С развитием человеческого разума на протяжении многих тысячелетий, человек всё же не утратил веру в сверхъестественный мир, веру в своё господство над жизнью. И во времена древних цивилизаций, и в средние века занимались магией. И в наше время магия продолжает существовать и даже набирает обороты: например, кто из нас не слышал о Гарри Поттере? История об этом мальчике-волшебнике покорила мир. А сколько сейчас выпускается магической литературы по самым разным направлениям: магия стихий, таро, викка, ангельская магия, магия успеха и денег… Да чего только сейчас нет! Всё, что было тайной много тысяч лет назад и передавалось лишь после испытаний самым достойным, теперь эти знания легко можно купить за деньги в магазине в виде книги или найти в интернете. Сейчас магия доступна почти каждому. Кто-то нападает с помощью магии, а кто-то защищается; а кто-то пытается добиться успеха и признания с помощью магии; или просто попробовать ощутить эту силу с помощью определенных упражнений… Магия многообразна, и служит разным людям и целям.
Подробно о каждом виде магии я расскажу в следующих статьях. Также, кратко познакомлю вас с историей магии – от древних цивилизаций до наших дней. До встречи в следующих публикациях!
Автор Светлана Гамова. При копировании материала ссылка на источник и указание автора обязательны!