Верховный Суд Российской Федерации подготовил и направил в Государственную Думу законопроект, связанный с модернизацией процедуры банкротства как физических, так и юридических лиц. В этой связи полагаю необходимым разобраться с предлагаемыми нововведениями и понять, пойдет ли это на пользу институту банкротства в России.
Что нового?
Упрощение банкротных процедур по определенным категориям обособленных споров.
Наиболее частыми обособленными спорами в процедуре являются споры о включении в реестр требований должника (по данным ВС РФ количество данных споров за первое полугодие 2023 г. составило 548 689), а также вопросы о продлении процедур, применяемых в деле о банкротстве (256 040 споров в первом полугодии 2023 г.) Количество указанных споров неуклонно растет, что существенно увеличивает нагрузку на Арбитражные суды.
Однако, процент обжалования судебных постановлений по данным категориям споров крайне мал (не более 5% по спорам о включении в реестр и ~1% по вопросу продления процедуры). Таким образом, можно придти к выводу, что указанные постановления носят фактически бесспорный характер.
Таким образом, законодатель предлагает снизить нагрузку с судей путем применения т.н. "документарного судопроизводства", в соответствии с которым, судья в отсутствие возражений участвующих в деле лиц сможет принимать существенную часть судебных актов в деле о банкротстве без проведения судебного заседания с изготовлением только резолютивной части определения. Данное нововведение касается обособленных споров о включении требований в реестр, об освобождении арбитражного управляющего по его заявлению от возложенных на него обязанностей, о распределении судебных расходов по делу о банкротстве и т.д.
Увеличение минимальной суммы требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юридического лица.
Поскольку основная часть моих читателей обычные граждане, полагаю нужным сильно не заострять внимание на этом пункте, сделав акцент лишь на главных нововведениях, а именно:
- Минимальной суммой задолженности юридического лица, при наличии которой возможно проведение процедуры банкротства предлагается установить 2 млн. рублей (на данный момент 300 т.р.)
Данное решение позволит восстановить утраченную логику законодательного регулирования, вернув экономически обоснованную дифференциацию порогового значения для различных категорий должников. Отмечу, что в данный момент минимальная сумма, которая необходима для банкротства физических лиц составляет 500 т.р., что выше пороговой суммы для юридических лиц.
Унификация процедуры обжалования определений, выносимых арбитражными судами в рамках дел о банкротстве.
Законодатель предлагает установить единый (месячный) срок на апелляционное обжалование всех определений.
Иные предложения по совершенствованию законодательства о банкротстве.
Законопроектом предлагается также ряд иных изменений, связанных с унификацией подходов к утверждению положения о продаже имущества должника в делах о банкротстве граждан и юридических лиц, совершенствованием порядка продления процедур конкурсного производства и реализации имущества гражданина; установлением права суда на снижение суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в случае ее явной несоразмерности.
Итоги
Данное нововведение является очень актуальным и поможет разгрузить судей, освободив их от проведения "формальных" заседаний. Это позволит увеличить вовлеченность конкретного судьи в более сложные дела, что положительно отразиться на качестве рассмотрения дел. Данные нововведения направлены на унификацию, модернизацию процедуры банкротства, это позволит в перспективе сократить сроки ее проведения (иногда сроки банкротства физ. лиц могут составлять от года и более).