Бродячие собаки, о содержании которых плохо заботятся хозяева, выпускающие их на улицу, сбиваясь в стаи, могут представлять серьезную опасность для людей. Сегодня таких животных положено просто отлавливать, проводить операцию с целью предотвращения размножения, и выпускать обратно на улицы.
В царской России же, как и в СССР, эту проблему решали более кардинально. Собак попросту отлавливали, а затем - уничтожали.
Собаки, кошки и вороны
До революции и некоторое время после нее подобным же образом по какой-то причине избавлялись и от бродячих кошек. Кошки, конечно, в стаи не сбиваются, и являясь, по сути хищниками, для человека все же никакой опасности не представляют.
Возможно, указы об уничтожении бродячих кошек были связаны с риском переноса ими такого опасного заболевания, как бешенство. В бедной же послереволюционной России, как писал Булгаков в "Собачьем сердце", возможно, из кошек действительно могли делать «белок».
Помимо кошек и собак, в царской России уничтожали также и ворон. Эти пернатые «не угодили» обществу тем, что разоряли гнезда промысловых птиц, а также воровали у крестьян цыплят и утят.
Сегодня подобные меры, конечно, кажутся слишком жестокими, но в дореволюционные времена они были в традиции и считались чем-то совершенно обыденным.
Николай II и кошки
Уничтожением ворон, к примеру, не брезговал даже последний император России — Николай II, что зафиксировано в его собственных дневниках. Просто гуляя по парку, в целях тренировки глазомера, царь мог застрелить нескольких ворон.
Последнего русского монарха обвиняют и в том, что он очень любил стрелять по кошкам. Иногда Николаю II даже приписывают уничтожение более 20 тыс. котов, что разумеется, является неправдой. Последнего русского императораI можно считать не слишком хорошим правителем, но маниакально жестоким человеком он, конечно же, все же не был.
Императорская охота
Бродячие кошки в царской России действительно уничтожались в огромных количествах. Такие цифры зафиксированы, в том числе и в отчетах, сохранившихся до наших дней.
Но разумеется, всех этих котов император убил не лично. Такое количество кошек на самом деле было уничтожено ведомством, ответственным, за «очистку» улиц, полей и лесов от бродячих животных и хищников — Императорской охотой.
Николай II же все-таки больше предпочитал стрелять по воронам. Кошку император убил лишь однажды, о чем имеется запись в его дневнике от 8 мая 1905 г:
День простоял холодный и серый. В 11 час. поехали к обедне и завтракали со всеми. Принял морской доклад. Гулял с Дмитрием в последний раз. Убил кошку. После чая принял князя Хилкова, кот. только что вернулся из поездки на Дальний Восток. После обеда простились с Эллой и детьми и проводили их на станцию. Вернувшись домой, занимался.
При этом доподлинно неизвестно, была ли это домашняя бродячая кошка или дикое животное, к примеру, рысь.
Кошки в царской семье
Котов и собак в царской семье на самом деле любили. Во времена Николая II кошки традиционно в огромном количестве, к примеру, жили даже в Зимнем дворце, спасая его обитателей от крыс и мышей.
Традицию содержать котов в главной царской резиденции России ввела, как известно, еще Елизавета Петровна. Именно эта императрица, будучи наслышанной о ловкости казанских котов повелела прислать их в количестве 30 штук в Петербург, чтобы поселить в Зимнем дворце:
Сыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… <…> И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…
Имелись у членов семьи последнего императора, конечно, и свои личные коты. К примеру, одним из любимцев цесаревича Алексея был кот по кличке Котька. Этого кота, подаренного наследнику генерал-майором Владимиром Воейковым, наследник всюду носил с собой. Иногда Алексей брал Котьку даже на званые обеды, «повергая в ужас людей, боявшихся кошек». Была у царской семьи также общая кошка, которую звали Зубровкой.
Кто уничтожал
Если традицию уничтожать бродячих собак, представлявших реальную опасность для людей, еще как-то и можно оправдать, то в отношении кошек подобная мера, конечно же, выглядит излишне жестокой даже для царской России. Однако и с отловом собак до революции могло происходить множество способных вызвать у современного человека неприятие нарушений.
Императорская охота занималась уничтожением бродячих собак и кошек наряду с дикими хищниками, но в основном подобную работу все же выполняли «частники» - содержатели "приютов", нанимавшие для отлова специальных людей.
Этих ловцов при этом современники не любили и совершенно не уважали. Такое отношение было связано, в том числе и с теми нечистоплотными методами, которые они использовали в своей работе.
Под контролем полиции
Отлавливали бродячих животных в России, конечно, не только во времена Николая II, но и до него. К примеру, в 1886 г, при правлении одного из самых популярных в России государей - Александра III, в №147 «Ведомостей московской полиции» было напечатано постановление Государственной думы, касающееся отлова бродячих животных.
Жителям Москвы предписывалось водить собак по местам общего пользования исключительно в ошейниках и на привязи. Собак же, появляющихся на улицах без сопровождения человека, решено было считать бродячими и отлавливать «по распоряжению полиции».
Ловля бродячих животных должна была производиться «частниками» от часа ночи до 6 утра под контролем полиции. Допускать жестокости при этом при ловле запрещалось. Собак надлежало ловить сетями и в последующем содержать в клетках до трех дней в ожидании того, что за ними придут их хозяева.
Допустившим побега собаки владельцам за каждый день прокорма питомца в "приюте" предписывалось выплачивать «частникам» по 25 коп. Полицейские при этом должны были оказывать ловцам всяческое содействие.
Ловцы-оборванцы
Собственно в качестве ловцов, по воспоминаниям современников, «частники» нанимали всевозможных оборванцев и платили им очень немного. Поэтому при отлове бродячих животных и происходили жестокости и всяческие нарушения.
Согласно сохранившимся данным, выезжая на улицы после часа ночи, оборванцы старались поймать не действительно бродячих собак, опасных для населения, как это полагалось. У беспородного пса вряд ли бы нашелся хозяин, способный его "выкупить". Проверяя улицы, ловцы старались выискать в основном чью-нибудь сбежавшую или потерянную дорогую породистую собаку.
При этом, как вспоминают современники, в «охоте» на дорогих животных ловцы не брезговали совершенно ничем. Вместо того, чтобы ловить бродячих дворняг, они попросту выманивали из дворов породистых собак, за что были даже не раз биты дворниками.
Сохранились сведения, что для выманивания дорогих животных ловцы использовали разные хитрые методы, в том числе и метод подлаивания. То есть учились лаять так, чтобы обмануть животных. Бывали также случаи, когда оборванцы просто отбирали породистых собак у гулявших с ними хозяев. К примеру, однажды газеты сообщали о таком случае на Никитском бульваре, где:
ловчие, увидав дорогого пойнтера, бежавшего за дамой, шедшей в мясную лавку к Арбатским воротам, несмотря на протесты дамы, насильно отняли у нее собаку и увезли в фуре, в Котлы, в свое заведение.
Жестокость "частников"
На самих живодернях дворняг уничтожали, вопреки указу, сразу же, чтобы не кормить их и не тратить на них место, а породистых держали в ужасных условиях в грязных клетках. При этом содержатели таких «приютов» не всегда дожидались того, что за своим питомцем придут их хозяева.
Очень часто отловленных породистых собак попросту продавали за полцены любому желающему. В конечном итоге появились даже барышники занимавшиеся перепродажей пойманных на улицах питомцев. Несчастные дворняги в свою очередь шли на шкуры, которые ловцы продавали за 6-12 коп. за штуку.
Если статья понравилась, поддержите канал подпиской