Вообще, часто пишут, что от Орды никаких документов не сохранилось - ни ярлыков, ни писем. Это не совсем так. Есть семь ярлыков, выданных ханами русским митрополитам, а также три послания, направленных великим князям московским.
Про ярлыки мы уже рассказывали пару лет назад, а сейчас давайте поговорим про одно из сохранившихся посланий. Его отправил Едигей великому князю Василию Дмитриевичу.
Едигей - это ставленник Тамерлана, который с 1400 года стал правителем Золотой Орды. Легитимность его в глазах Великого княжества Московского была крайне сомнительна. Тамерлан не был чингизидом, Едигей тоже. Так что Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрий Донского, унаследовавший великое княжение в 1389 году, почитал себя вправе не платить "ордынский выход" столь сомнительным персонажам.
Впрочем, тут тоже не все так просто. Не стоит думать, что вопросам юридической безупречности придавалось такое космическое значение. Все тогдашние правители прежде всего руководствовались практическими соображениями.
В Орде непорядок, и они там сами не могут разобраться, кто у них законный хан? Ну так можно и не платить тогда. Но в 1403 году Едигей выступил в качестве ситуативного союзника Москвы в конфликте с Литвой. Есть основания думать, что платой за это было согласие Василия Дмитриевича на признание Едигея легитимным ханом и возобновление ему выплаты дани. Но... никакой выплаты так и не последовало.
В 1408 году Едигей, которому требуется лояльная и покорная Москва, выступает в поход на Москву. К 30 ноябрю его войска начали осаду, не решаясь на прямой штурм из-за каменных укреплений. Сам великий князь находится в Костроме, куда отбыл собирать войска. В столице остался "за старшего" его дядя - серпуховской князь Владимир Храбрый.
Ордынское письмо датируется декабрем того же года (ровно 615 лет ему, получается, исполнилось). То есть Едигей пишет его Василию Дмитриевичу, стоя прямо возле стен Москвы.
"От Едегеа поклон к Василью да много поклонов, како те поклоны приидут и царев ярлык. Оучинилося таково с царевичи и с князьми по думе: царевичев и князеи и мене с ними послал Тахтамышевых детеи деля. Слышание учинилося таково, что Тахтамышевы дети у тебе; того дети пришли есмя ратью. Да еще слышание наше таково, что ся у тебе чинить в градех: торговци и послы царевы приездят, и вы царевых послов на смех подымаете, а торговцов тако же на смех подымаете, да великаа им истома чинится оу тебе: и то не добро. А переже сего оулус был, и сю дрежаву держал да и пошлину, иных царевых послов честил, а гостеи дрежали без истомы и без обиды. И ты бы вспросил старцев, како ся деяло преже сего. И ты с ся старцы не спрашиваешь; что добро было переже сего, а того не деешь ныне..."
Смысл понятен. Держишь, мол, ты у себя Тохтамышевых детей, которые мне враги. А еще послов моих и торговцев обижаешь. Нет, чтобы у стариков поспрашивать, как раньше дела делались. Совсем молодежь распустилась!
Это, кстати, интересный момент. Исследователи полагают, что речь идет о некой партии вельмож, которые выступали за полное согласие на все условия Едигея и возврат к прежнему порядку взаимоотношений с Ордой.
Дальше по тексту (письмо раза в три длиннее процитированного нами фрагмента) Едигей пеняет князю на то, что с тех пор, как Тамерлан разбил Тохтамыша, никто из Москвы больше в Орде и носа не показывает. Денег не платят, сами не приезжают, уважения не выказывают. Безобразие какое-то.
"После 1403 г., когда стало ясно, что Орда не “отдалилась”, а претендует на ту же роль, что и прежде, политика великого князя сводилась к тому, чтобы уклоняться от уплаты выхода (формально признавая верховенство ханов), но поддерживать с Ордой союзнические отношения на антилитовской почве. Фактически это означало пассивное непризнание зависимости в условиях, когда реальная власть в Орде вновь, как и во времена Мамая, принадлежала узурпатору. Явным игнорированием сюзеренитета возглавляемой им Орды было принятие в Москве детей врага Едигея — Тохтамыша", - пишет историк Антон Горский в своей работе "Москва и Орда".
Москву Едигей так и не взял. Ему удалось стрясти с города 3000 рублей, однако навязать Руси возобновление дани (а это ежегодная выплата в размере 7000 рублей) он так и не смог. Великий князь Василий Дмитриевич упорно не считал позиции Едигея сильными, а его права - действительными. Уплата "ордынского выхода" возобновилась лишь в 1412 году с воцарением хана Джелал ад-Дина, сына Тохтамыша.
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)