Найти тему
DreamyNatalie

Как перестать бояться чистого листа?

Страница моего блокнота.
Страница моего блокнота.

Добрый день, сегодня мне захотелось написать новую статью на тему того, как перестать бояться чистого листа начинающему художнику. Хотя данная проблема может быть актуальна и для художника, рисующего много лет, и для профессионала.

Представьте: перед вами новый лист. Или холст, не важно, настоящий или виртуальный в фотошопе. Вы пребываете в особом расположении духа — хочется творить, создать что-то новое! Вы сжимаете в руках карандаш, но вдруг вас охватывает паника, а в голове всплывает множество вопросов: «Что нарисовать?», «А вдруг не получится?», «А вдруг я испорчу лист бумаги, если при начале рисунка слишком сильно надавлю на карандаш, и рисунок будет неисправим?», или, ещё хуже: «А вдруг мне не дано рисовать?». И вот тут мне хочется сказать вам: СТОП! Выдохните, остановите нескончаемый поток негативных мыслей, и осознайте простую вещь — рисовать не дано никому. Потому что нет такого понятия, как дано—не дано в отношении наработки скилла. Не драматизируйте, и переформулируйте ваши мысли в другое русло — вы не безнадежный случай, а обыкновенный человек, у которого есть определенные навыки, и все эти навыки находятся на разном уровне развития. Почему даже хорошо рисующие люди так по разному рисуют? Все просто. У каждого из них навык развит в той или иной сфере лучше/хуже, чем у другого художника. Чтобы быть конкретнее, поясню это так —

Любой рисунок и картина состоит из нескольких важных вещей, областей знания. А именно:

  1. Пропорции/построение рисунка.
  2. Свет/тень.
  3. Цвет.
  4. Композиция.
  5. Перспектива.
  6. Анатомия(если речь идёт о рисовании живых существ).

Ну и из менее важных можно добавить линии(или лайнарт) и мазки(в живописи).

Возможно, вы сейчас испугались, глянув на данный список, однако поверьте, все не так страшно, как кажется!

Почему же я утверждаю, что никому не дано рисовать? Да потому что все мы рождаемся «чистым листом». У нас нет ни навыков, ничего, за исключением небольших предрасположенностей, вроде: чьи-то глаза более чувствительны к восприятию цвета, чьи-то — к восприятию формы и т.д. Однако, я вас уверяю, нет ни одного человека, который при рождении на свет сразу был бы профи во всех пунктах, которые я описала. Да, кто-то может от природы обладать хорошим «глазомером», и на глаз идеально улавливать форму какого-либо архитектурного здания и даже нарисовать его на бумаге, однако этот же человек может просто не видеть цвета. Или наоборот, человек хорошо чувствует цвет, но при этом плохо улавливать на глаз, сколько раз может ширина здания поместиться в ее длине. Хорошо, зачем я вообще все это рассказываю и какое это имеет отношение к заданной теме о чистых листах?

Самое прямое. Основные страхи художников, как правило, крутятся вокруг мысли: «Вдруг у меня не получится рисунок?». И это вполне обоснованный страх. Чаще всего рисунок не может получиться из-за 2-х главных проблем:

  1. Вы задумали слишком сложную идею, для которой у вас может не хватать навыков по некоторым пунктам.
  2. Вы не продумали идею.

И, как вы понимаете, решение зависит от того, в чем у вас проблема. Если у вас проблема №2, то здесь выход из ситуации простой, самый очевидный — не рисовать сразу на большом листе/холсте, а взять блокнот/планшет и поделать наброски. Вспомните, что даже старые мастера прежде чем начать новое большое полотно, делали множество этюдов.

А вот если проблема №1, то можно сделать набросок вашей идеи и трезво оценить, где конкретно вы накосячили. Поплыли ли у вас пропорции? Может, цвета слишком неестественные? Если вам трудно оценить самому, обратитесь к преподавателю рисования или художнику, вам подскажут, где у вас ошибки. Далее, когда вы определите, где у вас слабое место(например, при создании портрета лицо выглядит не живым, а «пластилиновым» => значит, использовано мало цветов в лице, или же не те цвета, какие должны быть. Например, слишком много тёплых оттенков и ни одного холодного). Вы начинаете работать над этим. Выполните учебные рисунки, в заданном примере например нужно найти картины художников, которые работали в похожей цветовой гамме, которую хотите использовать вы, или же фотографии с нужным освещением, и порисовать этюды. Как только вы выучите и поймёте, какие именно цвета должны сочетаться, можно приступать к основной работе.

Чистый лист — это новое начало, новая возможность, и чем лучше вы продумаете то, что хотите создать, тем лучше будет результат. Вы же не ходили в университете или школе не подготовленными на экзамены? Так и здесь.

Надеюсь, что вам чем-то смогла помочь данная статья. Спасибо за прочтение и удачи в рисовании!