Найти в Дзене

Гита-джаянти или день явления Бхагавад-Гиты

Изначально “Бхагавад-Гита” или любое трансцендентное знание исходит из звука флейты Кришны. В Чайтанья Чаритамрите Мадхйа-лила 8.138 Шрила Прабхупада пишет:

«Звук флейты Господа Кришны — это источник всех ведических гимнов».

В Ведах говорится, что звук есть шабда-брахма — духовная вибрация, который является источником всех Вед и Упанишад. Когда Кришна играет на флейте, оттуда исходят звуки и это трансцендентное знание, которое нисходя в материальный мир, проявляется как Гаятри мантра и "Упанишады".

Кришна на поле битвы Курукшетра рассказывает Бхагавад-Гиту своему преданному - Арджуне
Кришна на поле битвы Курукшетра рассказывает Бхагавад-Гиту своему преданному - Арджуне

Шанкарачарья в "Гита-махатмье" пишет, что все "Упанишады", подобны коровам, а "Бхагавад-гита" является молоком полученным из всех этих коров.

сарвопанишадо гаво
догдха гопала-нанданах
партхо ватсах су-дхир бхокта
дугдхам гитамртам махат

«Эта „Гитопанишад“, „Бхагавад-гита“, содержащая квинтэссенцию всех Упанишад, подобна корове, которую доит Господь Кришна, прославленный пастушок. Арджуну же сравнивают с теленком. Вот почему мудрецы и чистые преданные Господа должны пить подобное нектару молоко „Бхагавад-гиты“» (Гита-махатмья, 6).

Сутью всех ведических писаний являются "Упанишады". Это и есть "Бхагавад-гита". Если мы вспахтаем это молоко "Бхагавад-гиты", то получим масло этих последних стихов.

Кришна и Арджуна трубят в свои божественные раковины на поле битвы Курукшетра
Кришна и Арджуна трубят в свои божественные раковины на поле битвы Курукшетра

Сутью Гиты является бхакти-йога, преданное служение или отношения с Богом.

Этот звук флейты Кришны проникает в наш материальный мир и пронизывает собой материю, поэтому каждое живое существо подсознательно стремится к чему-то возвышенному. Потому что где-то там звучит флейта Кришны. Об этом говорится в Шримад Бхагаватам 10.35.12-15:

харшайан йархи вен̣у-равен̣а
джа̄та-харша упарамбхати виш́вам
ш́акра-ш́арва-парамешт̣хи-пурога̄х̣
кавайа а̄ната-кандхара-читта̄х̣

«…Когда Кришна играет на Своей флейте Его звуки доставляют всем жителям вселенной невыразимое удовольствие и радость… Брахма, Шива, Индра, другие полубоги и мудрецы, услышав этот звук, приходят в замешательство и склоняются перед ним…».

Так звуки флейты проникая во вселенную, толкают живые существа к поиску чего-то возвышенного. Поэтому мы не удовлетворены и постоянно ищем чего-то. Но когда приходит время обусловленным душам услышать эти трансцендентные звуки, Кришна проявляет “Бхагавад-Гиту”, происходит рождение Гиты – «Гита-джаянти».

Кришна играет на флейте
Кришна играет на флейте

Можно сказать, что “Бхагавад-Гита” – это и есть звуки флейты Кришны, которая принимает форму трансцендентного знания. В этом смысле, для нас услышать флейту Кришны, означает услышать "Бхагавад-Гиту" и, постепенно, эта песнь Бога заберет нас в духовный мир. Итак "Бхагавад-Гита" –– это пригласительный билет. Из духовного мира нам дают пригласительный билет: "Пожалуйста, посетите мероприятие на Голоке Вриндавана". Но мы знаем из самой Гиты, что те кто посетят Голоку, никогда не покинут Господа. Если наставления “Бхагавад-Гиты” войдут глубоко в наше сердце, то нас могут пропустить. Если в нашем сердце уже будет звучать песнь Бога «Бхагавад-Гита», то нас легко пустят в духовный мир. Поэтому давайте будем изучать "Бхагавад-Гиту".

Бхагавад-гита-джаянти маха-махотсава ки джай!

Е. С. Даяван Свами