Родители подростков бьют тревогу: в песнях, которые слушают их дети, нет-нет да и проскальзывают отсылки к наркотикам. Опасаясь, что юные умы могут попасть под влияние запрещённых ценностей, мамы и папы пишут жалобы, требуя проверки исполнителей. Как уберечь ребенка от негативного влияния, и может ли небезопасная музыка нанести ему непоправимый вред — разбираемся вместе с заместителем директора института образования и практической психологии ЧелГУ, кандидатом психологических наук Марией Кузнецовой.
«Мама, что такое наркотики?»
Родители отмечают, что в последнее время упоминаний наркотиков в музыке стало больше. На такие мысли наводит и частота запретов со стороны контролирующих органов и Лиги безопасного интернета. «Мама, что такое наркотики?»
Родители отмечают, что в последнее время упоминаний наркотиков в музыке стало больше. На такие мысли наводит и частота запретов со стороны контролирующих органов и Лиги безопасного интернета. Если раньше запрещенные вещества упоминались в песнях обобщённо, сейчас им дают полные названия и даже описывают эффект от их употребления. А в новостях ежедневно можно услышать о задержании закладчиков или о госпитализации совсем молодых людей, даже несовершеннолетних, попавших в кабалу зависимости.
По словам Марии Кузнецовой, изначально музыка с упоминанием наркотиков может вызвать у подростка интерес. И здесь огромное значение имеет окружение ребёнка: семья, школа и друзья. Он принимает те ценности, которые транслируются в этой среде. С этим любопытством он обращается к старшим, причем это могут быть не только родители, но и друзья.
— Музыка может способствовать появлению этого интереса. Ведь чаще всего транслируется положительный эффект от употребления. Многие песни транслируют образ жизни в удовольствии, эгоизме и расслаблении, — замечает Мария Кузнецова.
Но почему одних детей непонятные, но очень манящие слова могут зацепить, а другие, узнав их происхождение, просто пойдут дальше? На это влияют три группы факторов, объясняет психолог.
Первая — личностные особенности ребёнка, его психоэмоциональное состояние. В зоне риска дети с тревожностью, неадекватной самооценкой, чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и нарушением поведения.
Второй фактор — семейное окружение: взаимоотношения, тип воспитания, частота конфликтов, присутствие насилия, безразличие со стороны взрослых и зависимости родителей.
Третья группа — социальное окружение. На сильный интерес к «запрещёнке» могут повлиять ссоры со сверстниками, непринятие в коллективе и общение с группой, которая поддерживает тренд наркотиков.
Небезопасная музыка
По завету классиков, проблема отцов и детей никогда не теряет своей актуальности. «Да вы просто не понимаете», — со слезами на глазах доказывают подростки «несовременным» родителям. Обычно методы из разряда запретить, ограничить доступ к гаджетам или посадить на «домашний арест» заканчиваются острым протестом со стороны подростков.
На форумах часто можно встретить сообщения с заголовком «Мой ребёнок слушает матерный рэп, что делать?». Особенно мнительные рекомендуют выдавать телефоны только на несколько часов в день. Другие родители советуют просто успокоиться, мол, ведь и они в молодости чего только не слушали, например, «Сектор Газа» или «Мальчишник», и ничего — выросли нормальными людьми. Подросток перебесится, а переходный возраст пройдёт. Но опасность кроется в том, что времена совсем не одинаковые. Сейчас молодёжь находится в информационном профиците, а значит запретный плод можно сорвать с любого дерева.
— Восприятие музыки особо не поменялось: она всё так же является ценностью для подростков любого поколения и играет особую роль. Но можно отметить, что сейчас все больше разнообразных музыкальных направлений, и возможностей найти музыку больше, — подчёркивает психолог. — Условно 30 лет назад песни были доступны на пластинках, кассетах, которые не так легко было достать, а в телевизоре могли услышать только определённых исполнителей. Исследователи провели анализ текстов и музыки современности и былых лет — и есть разница и в смысловой нагрузке текста, и в частоте, качестве звука музыки.
Интерес к наркотикам может объяснить социологическая теория окна Овертона. Запрещённые вещества становятся мейнстримом тогда, когда о них часто говорят. Окно становится все шире, люди постепенно привыкают к плохим песням и начинают считать их нормой. Может ли это явление дать обратный эффект, снизив интерес молодёжи к «запретному плоду», и не вызвать у них желание попробовать наркотики? Оказалось, совсем наоборот — это формирует очень опасную тенденцию.
— Если не регулировать тему наркотиков в песнях, то границы нормы будут стираться. Как, например, употребление вейпов. Многие подростки говорят, что от них нет вреда, и эту информацию они читали в СМИ, слышали в песнях. Что мы имеем в итоге: смертельные исходы, случаи отравления, и теперь вейпы запрещают, — отметила Мария Кузнецова.
Как помочь детям?
Если ребёнок уже слушает музыку, где поётся о наркотиках, то не стоит его за это ругать. По словам психолога, важно не быть равнодушным и проявить умеренный интерес к увлечениям подростка. Любопытство не должно быть методом контроля, а способом познать своего ребёнка, вовремя ему помочь и оградить от неприятностей.
— Можно предложить вместе послушать его плейлист. Тут важно не критиковать, не давать негативную оценку. При этом не нужно с этим бороться — любая борьба вызывает сопротивление, — подчеркнула Мария Кузнецова. — Важно своим примером показать, какую музыку слушают родители, поговорить о том, каков смысл песни, какая мысль транслируется.
Евгения Волик.
Материал подготовлен изданием «Вечерний Челябинск» и пресс-службой ЧелГУ