Найти тему

Как оградить ребёнка от влияния «плохой» музыки и нужно ли это делать

Оглавление

Родители подростков бьют тревогу: в песнях, которые слушают их дети, нет-нет да и проскальзывают отсылки к наркотикам. Опасаясь, что юные умы могут попасть под влияние запрещённых ценностей, мамы и папы пишут жалобы, требуя проверки исполнителей. Как уберечь ребенка от негативного влияния, и может ли небезопасная музыка нанести ему непоправимый вред — разбираемся вместе с заместителем директора института образования и практической психологии ЧелГУ, кандидатом психологических наук Марией Кузнецовой.

Мария Кузнецова, аккредитованный гештальт-терапевт, преподаватель кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ
Мария Кузнецова, аккредитованный гештальт-терапевт, преподаватель кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ

«Мама, что такое наркотики?»

Родители отмечают, что в последнее время упоминаний наркотиков в музыке стало больше. На такие мысли наводит и частота запретов со стороны контролирующих органов и Лиги безопасного интернета.
«Мама, что такое наркотики?»

Родители отмечают, что в последнее время упоминаний наркотиков в музыке стало больше. На такие мысли наводит и частота запретов со стороны контролирующих органов и Лиги безопасного интернета. Если раньше запрещенные вещества упоминались в песнях обобщённо, сейчас им дают полные названия и даже описывают эффект от их употребления. А в новостях ежедневно можно услышать о задержании закладчиков или о госпитализации совсем молодых людей, даже несовершеннолетних, попавших в кабалу зависимости.

По словам Марии Кузнецовой, изначально музыка с упоминанием наркотиков может вызвать у подростка интерес. И здесь огромное значение имеет окружение ребёнка: семья, школа и друзья. Он принимает те ценности, которые транслируются в этой среде. С этим любопытством он обращается к старшим, причем это могут быть не только родители, но и друзья.

— Музыка может способствовать появлению этого интереса. Ведь чаще всего транслируется положительный эффект от употребления. Многие песни транслируют образ жизни в удовольствии, эгоизме и расслаблении, — замечает Мария Кузнецова.

Но почему одних детей непонятные, но очень манящие слова могут зацепить, а другие, узнав их происхождение, просто пойдут дальше? На это влияют три группы факторов, объясняет психолог.

Первая — личностные особенности ребёнка, его психоэмоциональное состояние. В зоне риска дети с тревожностью, неадекватной самооценкой, чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и нарушением поведения.

Второй фактор — семейное окружение: взаимоотношения, тип воспитания, частота конфликтов, присутствие насилия, безразличие со стороны взрослых и зависимости родителей.

Третья группа — социальное окружение. На сильный интерес к «запрещёнке» могут повлиять ссоры со сверстниками, непринятие в коллективе и общение с группой, которая поддерживает тренд наркотиков.

Подростки остро реагируют на критику своих предпочтений. Фото Олега Каргаполова, "Вечерний Челябинск"
Подростки остро реагируют на критику своих предпочтений. Фото Олега Каргаполова, "Вечерний Челябинск"

Небезопасная музыка

По завету классиков, проблема отцов и детей никогда не теряет своей актуальности. «Да вы просто не понимаете», — со слезами на глазах доказывают подростки «несовременным» родителям. Обычно методы из разряда запретить, ограничить доступ к гаджетам или посадить на «домашний арест» заканчиваются острым протестом со стороны подростков.

На форумах часто можно встретить сообщения с заголовком «Мой ребёнок слушает матерный рэп, что делать?». Особенно мнительные рекомендуют выдавать телефоны только на несколько часов в день. Другие родители советуют просто успокоиться, мол, ведь и они в молодости чего только не слушали, например, «Сектор Газа» или «Мальчишник», и ничего — выросли нормальными людьми. Подросток перебесится, а переходный возраст пройдёт. Но опасность кроется в том, что времена совсем не одинаковые. Сейчас молодёжь находится в информационном профиците, а значит запретный плод можно сорвать с любого дерева.

— Восприятие музыки особо не поменялось: она всё так же является ценностью для подростков любого поколения и играет особую роль. Но можно отметить, что сейчас все больше разнообразных музыкальных направлений, и возможностей найти музыку больше, — подчёркивает психолог. — Условно 30 лет назад песни были доступны на пластинках, кассетах, которые не так легко было достать, а в телевизоре могли услышать только определённых исполнителей. Исследователи провели анализ текстов и музыки современности и былых лет — и есть разница и в смысловой нагрузке текста, и в частоте, качестве звука музыки.

Интерес к наркотикам может объяснить социологическая теория окна Овертона. Запрещённые вещества становятся мейнстримом тогда, когда о них часто говорят. Окно становится все шире, люди постепенно привыкают к плохим песням и начинают считать их нормой. Может ли это явление дать обратный эффект, снизив интерес молодёжи к «запретному плоду», и не вызвать у них желание попробовать наркотики? Оказалось, совсем наоборот — это формирует очень опасную тенденцию.

— Если не регулировать тему наркотиков в песнях, то границы нормы будут стираться. Как, например, употребление вейпов. Многие подростки говорят, что от них нет вреда, и эту информацию они читали в СМИ, слышали в песнях. Что мы имеем в итоге: смертельные исходы, случаи отравления, и теперь вейпы запрещают, — отметила Мария Кузнецова.
Интерес к «плохой» музыке ослабнет, если увлечь подростков социальной активностью. Фото Юлии Боровиковой, "Вечерний Челябинск"
Интерес к «плохой» музыке ослабнет, если увлечь подростков социальной активностью. Фото Юлии Боровиковой, "Вечерний Челябинск"

Как помочь детям?

Если ребёнок уже слушает музыку, где поётся о наркотиках, то не стоит его за это ругать. По словам психолога, важно не быть равнодушным и проявить умеренный интерес к увлечениям подростка. Любопытство не должно быть методом контроля, а способом познать своего ребёнка, вовремя ему помочь и оградить от неприятностей.

— Можно предложить вместе послушать его плейлист. Тут важно не критиковать, не давать негативную оценку. При этом не нужно с этим бороться — любая борьба вызывает сопротивление, — подчеркнула Мария Кузнецова. — Важно своим примером показать, какую музыку слушают родители, поговорить о том, каков смысл песни, какая мысль транслируется.

Евгения Волик.

Материал подготовлен изданием «Вечерний Челябинск» и пресс-службой ЧелГУ