Найти тему

Что такое информация? Что такое сознание? Хорошенько подумаем над этими вопросами, но между ними есть связь

908 прочитали
Дорогой заинтересованный искатель информации, кажется, нам нужно снова хорошо поразмышлять, так как возникает вопрос: что такое информация. У нас уже были предварительные рассуждения по данному поводу, но сейчас нам придётся сказать больше и сделать основательный вывод. Зачем оно нам? А что делать, жизнь такая. Ибо всякая живая система не обходится без информационного обмена. Тем более что мы затеяли процесс по изучению человека, у которого даже в клетках организма соответствующие молекулы и те информационные. Однако, чтобы приемлемым образом решить проблему информации, следует понять, что такое сознание! Помните, человек - психическая сущность. И человек - система. Поэтому медико-фармацевтические аспекты здоровья мы не раскроем без надлежащей информационной теории.
Дорогой заинтересованный искатель информации, кажется, нам нужно снова хорошо поразмышлять, так как возникает вопрос: что такое информация.

Так, и с чего начнём? Лучше всего с самого начала! Дело в том, что если уж речь зашла об информационных молекулах (к ним относятся, например, белки и нуклеиновые кислоты), то почему ничего нельзя сказать про «информационные атомы»? Нет, конечно, если подразумевать под атомом некий такой минимальный и неделимый «кирпичик» мироздания, то в информационном плане им выступает - бит информации. Сигнал? Но мы ещё и о материи! В настоящее время, между прочим, учёные способны записать на один атом (химический атом) как раз 1 бит информации. А запись данных на этот атом осуществлялась электрическими импульсами. По крайней мере, на данный счёт есть научные сведения.

Ладненько, совершенно понятно, что для информации нужна материальная основа, ведь материя - носитель информации. А что, тогда информация уже не материя? «Информация - это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств», - определил Норберт Винер (основатель кибернетики). По нашему мнению, информацию можно получить не только из внешнего мира, а ещё из внутренней, так сказать, реальности. Но что подразумевается под содержанием? Какие-то факты? Допустим, возьмём лист бумаги (носитель информации), где что-то написано, и он может содержать факты. И научный труд, бывает, содержит факты. Что «попадает» в наше сознание из внешнего мира и там содержится в виде фактов? «Научный факт – это отражение конкретного явления в человеческом сознании, т.е. его описание с помощью языка науки (обозначение, термины и т.п.)».[1] Как видим, наряду с проблемой информации перед нами открывается другая значимая и по-философски неоднозначная проблема - сознание.

В действительности, вместе с озвученными выше проблемами появляются вопросы, касающиеся природы знания, мудрости, истины, других подобных жизненно важных атрибутов субъективной реальности. Как здесь не заниматься своего рода психофилософией? Ой, тут нужно разбираться почти во всех науках, не везде мы естественно компетентны, но добротно поговорить тоже хорошо. Поэтому на всякий случай давайте проведём «работу над ошибками», посмотрим, о чём было сказано ранее по нашей теме беседы. Правда, чего-нибудь обязательно добавим, не без этого.

Таким образом, информации вообще нет без какого-либо материального носителя. И опять, что такое материя? «Материя – это всё, что прямо или косвенно действует на органы чувств и другие объекты. А в современном естествознании различают три вида материи: вещество, физическое поле и физический вакуум».[2] Что же воздействует на органы чувств, которые открыты восприятию внешнего мира? Между тем, органы чувств называются красиво в физиологии анализаторами или сенсорными системами. Ну да, здесь не обойтись без медицинской тематики, связанной с работой органов чувств.

Итак, «для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма необходимо постоянное поступление информации о состоянии внешней и внутренней среды с помощью сенсорных систем».[3] Сразу же, какой-то тип материи, как носитель информации, воздействует на органы чувств. Что такое сенсорная система? «Анализатором называют часть нервной системы, состоящую из воспринимающих элементов (рецепторов, воспринимающих стимулы из внешней и внутренней среды), нервных путей, передающих информацию от рецепторов в мозг, и тех частей мозга, которые перерабатывают эту информацию».[4] Ага, на «передовой» у нас располагаются рецепторы.

Читаем дальше, что такое рецепторы. «Рецепторы представляют собой конечные специализированные образования, предназначенные для трансформации энергии различных видов раздражителей в специфическую активность нервной системы».[5] И чего? Органы чувств первично имеют дело с материей в движении, то есть с энергией! Рецепторы эту энергию преобразуют в электрическую энергию, которая и передаётся по нервам. А материальной энергией являются - сигналы. Именно благодаря механизму восприятия и передачи сигналов происходит проведение информации в мозг. Даже больше, сигналы уже в сознании могут расцениваться как факты. Точно, если информация имеет материальную подоплёку, то речь идёт о какой-то субъективной энергии. Между тем, информация представляется символами или знаками, словом, жестом, электрическим сигналом, а также формой колебаний. Отметим это и продолжим.

Получается, продолжать будем вновь разговор об энергии, принимая во внимание научную парадигму, которая дополнилась элементами информационной картины мира. «Энергия как характеристика взаимодействия связывается с полем как с субстанцией, обеспечивающей взаимодействие и являющейся иной, по отношению к веществу, формой материи».[6] Субстанция - это материя энергетического поля, которая является энергией по отношению к материи вещества. Почему бы не сопоставить материальный аспект информации с субстанцией? Тогда информация как таковая, с энергетической точки зрения, может отождествляться с энергией взаимодействия данной субстанции. По большому счёту, являясь - вибрацией! Да, где-то вибрация субстанции есть сугубо энергия, а где-то она уже информация (применительно к ментальной природе человека). Просто потому, что объекты микромира находятся в постоянном движении и при взаимодействии друг с другом вибрируют. И, безусловно, вибрирует всегда материя. Информация – не материя, но колебание материи, в общем, процесс.

Как заносится информация на материальный носитель? Если это касается механической записи, то у носителя физически меняется поверхность либо его структура путём колебаний резца (инструмента). Между прочим, в науке энергию колебательного движения ядер атомов называют вибрационной энергией. Так, снова атом, а ведь атом - это система! И у любой «уважающей» себя системы можно отследить три аспекта единой реальности, какой и является, собственно, система. «Основоположник теории систем Людвиг фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой. Позднее в определениях системы появляется понятие цели».[7] Если же вдаваться ещё глубже в микромир, чем атомы, то бозоны считаются переносчиками фундаментальных взаимодействий, они же являются квантами колебаний соответствующих полей.

Весьма распространённым бозоном во Вселенной считается фотон. Он же квант электромагнитного изучения и переносчик электромагнитного взаимодействия. И фотоны могут поглощаться атомами. С другой стороны, человек воспринимает свет (в соответствующем диапазоне волн), где свет - поток фотонов. На данном восприятии фотонов построено зрение, как система преобразования электромагнитной энергии в информацию. Но мы чуть отвлеклись, похоже, информация принадлежит одному из системных аспектов, по-другому, качественному аспекту реальности. «На третьем плане встают вопросы о соотношении информации как свойства материи и сознания как философского антипода материи. Если информация является свойством материи, то сознание как свойство одного из видов материальных систем является понятием менее общим, чем информация».[8]

Информация качественно характеризует материю, ровно, как и сознание? То есть материя, оказывается, не только носителем информации, но и носителем сознания. Как так? И если материя - это объективная реальность, то информация с сознанием будут уже субъективной реальностью. Между тем, существуют, как физический носитель информации, так и физическое сознание. Тогда что такое сознание? Если ответить пространно, то это определённый аспект реальности, который проявляется соответствующим образом в материи. Но всё-таки, сознание, прежде всего - качество любой материи. Однако благодаря тому, что у нас есть сознание, мы объективно наблюдаем материю, ощущаем, затем воспринимаем её. Да, можно придерживаться обобщающей такой позиции, что сознание - это восприятие.

Научно утверждается, что «ощущения и восприятия возникают при непосредственном воздействии на анализаторы».[9] А что относительно сознания? «Процесс сознания представляет собой сложный психофизиологический феномен восприятия, переработки и создания новой информации».[10] Погодите, сознание - то процесс? По всей видимости, сознание, как процесс, можно понимать через его активность в отношении информации и обеспечение энергетического поля. Где-то энергия, а где-то информация подлежит обработке, и если информация у нас связана с вибрацией материи, то сознание выглядит как взаимодействие вибраций материи различной частоты между собой. Как качественно происходит такое взаимодействие - это уже вопрос уровня развития сознания. Но как только установятся необходимые упорядоченные связи и отношения между источниками вибраций, появится знание. Скажем, атом условно можно представить в виде «сгустка энергии», где взаимодействуют вибрирующие частицы. Это и есть своеобразное сознание атома. А материальной средой, где происходят вибрационные взаимодействия, пожалуй, назовём полем. Ясное дело, что такое поле способно расширяться.

Давайте ещё немного о природе знания и закругляемся. Итак, если знание зависит от сознания, то здесь можно говорить о фундаментальном процессе в мироздании - познании. Знание рождается через постижение и разум, иными словами является результатом познания. Но познавать мир могут все живые существа, не только человек, который данный мир познаёт иначе и лучше. Между тем, есть познание, а есть сознание, благодаря чему происходит процесс познания. А почему? «Познание – это процесс, происходящий в сознании, а сознание наполняется содержанием посредством познания».[11] А информация - это обозначение содержания (по Н. Винеру). Выходит, сознание наполняется информацией (фактами) в процессе познания.

Если (мы уже обсуждали это) познание как процесс означает путь к знанию, то сознание очень схематично расценивается как совместное действие или взаимодействие в системе, ведущее к цели познания. Наверное, кроме всего прочего, сознание есть метод, который лежит в основе познания. В данном ключе сознание как бы определяется в качестве способности постижения (способности познания). «Способность - возможность осуществлять какую-либо деятельность». Что даёт возможность познавать? Конечно же, - сознание! Тогда от чего зависит сознание? От чувствительности метода и восприятия! Чем существеннее являют себя указанные факторы, тем сознание, так сказать, шире и человек становится всё более осведомлённым (содержит больше фактов).

Таким образом, информация - это вибрация материи, в то же время процесс и факты. Сознание - восприятие, вибрационный процесс взаимодействия. Когда между фактами происходит взаимодействие, то проявляется аспект реальности - сознание (как энергетическое и вибрационное поле, где взаимодействия и производятся). Возможно, эти общие положения (на которые мы планируем ориентироваться в дальнейшем) станут основополагающими нашей информационной теории, однако подобная теория просто необходима в исследовании природы человека.

[1] Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 21

[2] Концепции современного естествознания: Учеб. для вузов/ С.Х. Карпенков. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2003. С. 104

[3] Физиология человека : учебное пособие / А.А. Семенович [и др.] ; под ред. А.А. Семеновича. - 3 е изд., испр. Минск : Выш. шк., 2009. С. 517

[4] Нормальная физиология : курс лекций / В.И. Кузнецов [и др.]; под ред. В.И. Кузнецова. - 4-е изд. - Витебск : ВГМУ, 2017. С.458

[5] Физиология: учебное пособие / В.Н. Васильев, Л.В. Капилевич – Томск: Томск, 2010. С. 90

[6] Основы информационной научной картины мира : учеб. пособие / Т. В. Минькович ; Забайкал. гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2018. С. 178

[7] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования , "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 9

[8] Основы информационной научной картины мира : учеб. пособие / Т. В. Минькович ; Забайкал. гос. ун-т. – Чита : ЗабГУ, 2018. С. 178

[9] Нормальная физиология : курс лекций / В.И. Кузнецов [и др.]; под ред. В.И. Кузнецова. - 4-е изд. - Витебск : ВГМУ, 2017. С.509

[10] Нормальная физиология : курс лекций / В.И. Кузнецов [и др.]; под ред. В.И. Кузнецова. - 4-е изд. - Витебск : ВГМУ, 2017. С.543

[11] Книгин. А.Н. Теория познания: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2009. С. 5