Сколько стоит открыть кофейню и когда она начнет приносить прибыль?Сколько кофеен сегодня работает в Беларуси – сказать трудно. Дело в том, что многие кофейни регистрируются просто как кафе или даже бары. Централизованной базы и статистики не ведется. Однако, по оценкам экспертов, на начало 2023 года только в Минске работало более 1000 кофеен. За год кофейный сегмент в Беларуси показал рост в 15%. Сразу оговоримся: есть множество вариантов открыть кофейный бизнес: кофейня с посадочными местами под собственным брендом;кофейня с посадочными местами по франшизе под известным брендом;покупка готового кофейного бизнеса;открытие кофе-поинта или корнера в ТЦ/ТРЦ/БЦ;открытие кофейни самообслуживания по франшизе;открытие кофейни самообслуживания под собственным брендом.Разумеется, цена вопроса для каждого из вариантов будет сильно отличаться. Начнем с базового понимания – открытие собственной кофейни в среднем обходится в 700-900$ за квадрат. Обычно кофейни имеют площадь от 35 до 70 м2. То есть средние инвестиции в запуск заведения – от $25-50 тыс. для кофейни с посадочными местами. Такую сумму тратят на открытие кофеен под собственным брендом. Но в Беларуси есть несколько крупных и успешный кофейных сетей-франшиз. И открытие кафе с посадочными местами под известным брендом, как правило, обходится дешевле.Успешная кофейня с посадочными местами в Беларуси продает от 100 чашек кофе в день (1,5-1,8 кг кофе). В Минске цифра выше (от 170 чашек кофе в день, или 3-3,5 кг кофе в день). Но зарабатывают кофейни не только на самом напитке, но и на десертах. Средний чек клиента в регионах – 10-11 руб., в Минске – около 11-13 руб. (кофе с десертом). Средняя выручка для кофейни в регионах – от 700 руб. в день, Минске – от 1200 руб.Успешная кофейня самообслуживания в Беларуси в среднем приносит выручку 150 руб. в день. На окупаемость такого автомата удается выйти в течение 6+ месяцев. Все это звучит довольно привлекательно и оптимистично. Но есть и отрезвляющая статистика: 2/3 кофеен закрываются в первый же год своего существования, а 80% – в последующие пять лет. Почему так происходит? Обычно проблема в том, что у владельцев бизнеса не совпали ожидания и реальность. Средняя рентабельность в кофейном бизнесе – 15-20%. А выход на окупаемость – 24 месяца.Заведения, открытые по франшизе, обычно окупаются быстрее. Например, кофейня по франшизе VARKA в среднем выходит на окупаемость через 12 месяцев. Так получается в силу того, что франчайзи получает сопровождение и поддержку от управляющей компании: бизнес-план и бизнес-модель, консультации по всем аспектам деятельности, контакты поставщиков, обучающие гайды для персонала и менеджмента, IT-инфраструктуру и маркетинговую поддержку. Это все – огромные вложения, которые франчайзи не придется брать на себя.Если вы задумались открыть кофейню…Выбор местаНекоторые выбирают выкуп права аренды помещения, чтобы не зависеть от настроений владельца площадей. Многие мечтают оформить госаренду, но 90% рынка – коммерческая недвижимость от частных компаний. Лучше всего выбирать помещения в спальных районах. Как показывает практика, «на районе» выше средний чек. Кроме того, в спальниках ниже конкуренция и стоимость аренды.Оптимально выбирать помещение, в котором ранее уже размещался объект общественного питания. Такой вариант уже будет соответствовать некоторым характеристикам, важным для открытия общепита.Чаще всего работают с помещениями, в которых есть чистовая отделка. Но иногда приходится выбирать и объекты на стадии «голый бетон», что увеличивает сумму необходимых инвестиций.При выборе помещения необходимо обращать внимание на внешние факторы, проводить анализ «квадрата», в котором находится помещение. Учитывать нужно все: инфраструктуру, транспортные потоки, проходимость, состав жителей в данном районе и т.д. Человеку без опыта в этой сфере лучше опираться на анализ экспертов, у которых есть опыт в данной нише. Уникальность франшиз в том, что они помогают в подборе помещений, консультируют и сопровождают сделку с арендодателем. Именно поэтому многие выбирают работать по франшизе, ведь процесс подбора помещения проходит значительно проще.Бухгалтерские и юридические вопросыДля начала нужно определиться с формой собственности и системой налогообложения и для этого провести ряд бюрократических процедур. Каждому объекту общепита необходим ряд документов и разрешений для благоприятной деятельности заведения. Конечно, все эти этапы можно пройти самостоятельно. Но, как показывает практика, такой путь связан с массой ошибок, особенно когда нет опыта. Поэтому лучше сотрудничать с компаниями, которые все эти этапы уже проходили и подробно расписали, у которых есть возможность давать полную юридическую поддержку. Поиск поставщиков кофе и других расходниковВ Беларуси около 20 компаний, которые занимаются поставкой и обжаркой кофе. Но выбрать среди них новичку в кофейном бизнесе будет непросто. Опираться только на личные предпочтения не самый надежный вариант. А консультация эксперта в данной сфере потребует дополнительных вложений. В случае работы по кофейной франшизе, предприниматель сразу получает все данные и контакты уже проверенного и зарекомендовавшего себя поставщика. К тому же за счет сотрудничества с франшизой закупка кофе осуществляется по более привлекательной цене, т.к. поставщики обычно применяют скидки за объем заказа. И так не только с кофе.Выбор оборудованияНовички в кофейном бизнесе думают, что нужно обязательно купить кофемашину. В среднем такое удовольствие стоит около $3 тыс. Дополнительно также нужно приобрести кофемолку – еще около $700. Не всегда самая дорогая = самая лучшая, но и самую бюджетную выбирать не стоит. Все-таки кофейная культура в Беларуси уже достаточно развита, чтобы гости могли отличить хороший кофе и правильное приготовление от посредственного. При этом большинство кофеен берут кофемашину в аренду. Это снижает сумму инвестиций. Аренда оборудования обходится в среднем в $100 в месяц.И снова проще всего работать по франшизе. При помощи управляющей компании можно открыть кофейню «под ключ» или получить подробный гайд по выбору всего необходимого: от кофемашины до бумажных стаканчиков.Найм баристаВ кофейном бизнесе высокая текучка кадров. Квалифицированного и опытного бариста найти непросто, а удержать в кофейне надолго – еще сложнее. Многие бариста сами открывают заведения, т.к. опираются на профессиональные знания и опыт, некоторые уходят в другие профессиональные сферы или просто переходят из одного кафе в другое в поисках лучших условий.Найм неопытного специалиста чреват потерей клиентов, репутации и в конечном итоге – прибыли. На самом деле именно от профессионализма и харизмы бариста зависит огромная часть успеха заведения. А чтобы обучить бариста с нуля, потребуется немало времени и вложений в соответствующие курсы.При открытии кофейни по франшизе нанять персонал гораздо проще. Например, у VARKA есть собственная школа бариста, которая помогает с поиском, обучением, наймом и введением сотрудника в должность. Продвижение кофейни и привлечение клиентовОгромная доля успеха кофейни зависит от продвижения и привлечения клиентов. Во-первых, о ней должны узнать, а во-вторых, выбрать из десятков других кофеен именно ее. Сегодня почти в каждом микрорайоне будет с десяток кофеен, которые будут делить посетителей между собой, в центре конкуренция еще выше. Поэтому качественно выстроенный маркетинг, стратегия продвижения, работа с соцсетями, лидерами мнений – все это важные составляющие успешности заведения. Еще одна причина открывать кофейню по франшизе – вы открываете уже известное заведение и сразу получаете место на конкурентном рынке. К тому же маркетинговые мощности у сети гораздо выше. Вкладывать в маркетинг придется намного меньше, а может быть, и не потребуется совсем.«Рынок стабилен для сетей, которые задают тренды»Евгений МалашевскийУправляющий партнер сети кофеен VARKA– Сети кофеен VARKA недавно исполнилось 3 года. За время работы компании удалось задать тренд в кофейной нише в нашей стране. По нашим оценкам, франшиза VARKA включает в себя наибольшее количество кофеен с посадочными местами под общим брендом в Беларуси. Конечно, помимо нашей франшизы, на рынке работает и множество других, но ниша кофеен «с посадкой» на данный момент определенно за VARKA.На конец 2023 года сеть VARKA включает в себя 50 заведений с посадочными местами по всей Беларуси. Открытие кофейни с посадочными местами по франшизе от VARKA обходится в сумму от $20 тыс. (около 65 тыс. руб.). Средний срок окупаемости – 12 месяцев. Выручка составляет в среднем от 30 до 70 тыс. руб. в месяц, а прибыль – от 4 тыс. руб. в месяц, но есть кофейни, где удается выходить на показатели и в 17 тыс. руб. в месяц. В среднем для открытия кофейни требуется от 4 месяцев. Но важно понимать, что срок зависит от запросов партнера. Например, если хочется сделать кофейню с террасой и панорамными окнами, потребуется больше времени, как минимум на поиск подходящего помещения и ремонт в нем.VARKA оказывает партнерам полное сопровождение до открытия заведения, а также в течение 5 лет после начала работы. Поддержка предусмотрена на следующих этапах: выбор и открытие подходящей формы собственности;выбор оптимальной системы налогообложения;подбор помещения, сопровождение договоренностей с арендодателем;дизайн и обустройство помещения кофейни «под ключ»;закупка оборудования, кофе, расходников и всего необходимого для работы кофейни;ведение коммуникации и договоренностей с поставщиками;проработка маркетинговой стратегии и планирование продвижения;обучение собственника менеджменту заведения, а также подготовка необходимых документов для управления;найм и обучение персонала;запуск заведения в тестовом режиме;организация праздничного открытия;сопровождение бизнеса на протяжении 5 лет с момента запуска.Сейчас у нас уже есть множество успешных кейсов наших партнеров. Для примера: один из франчайзи вышел на окупаемость кофейни с посадочными местами всего за 10 месяцев! Наметилась тенденция на открытие нашими партнерами нескольких точек: сейчас в среднем франчайзи открывает по 2-3 точки. Это наглядно показывает, что наш продукт имеет твердую и надежную бизнес-модель и выделяется на рынке среди конкурентов.Белорусский кофейный рынок на данном этапе только начинает уверенно оформляться, все еще формируется. С каждым годом открытие кофеен становится все более трендовым и востребованным. Например, в 2021–2022 годах активно росло количество кофеен с посадочными местами. А 2023 год ознаменовался трендом на кофейни самообслуживания.При этом отмечу, что рынок остается стабильным только для сетевых игроков. Благодаря работе с большими объемами сырья, оптовым закупкам, сети имеют более низкий Food Cost (себестоимость продукта). Это позволяет оптимизировать работу, четче и увереннее планировать, выстраивать стратегию развития на более длительный период. К слову, у нас большие планы. С 2024 года VARKA станет международной компанией. Мы активно работаем над тем, чтобы выйти на рынки Польши, Российской Федерации и Казахстана. Хотим тем самым укрепить позиции на рынке Беларуси и дополнительно расширить представленность, усилить наш бренд.Подробнее узнать об открытии кофейни под брендом VARKA можно на сайте компании. Там же можно заказать полную презентацию для будущих партнеров и получить консультацию по открытию кофейни.
Выгодно ли открывать кофейню в Беларуси? Анализируем бизнес-перспективы
22 декабря 202322 дек 2023
35
9 мин