Найти в Дзене
Радио Sputnik

Поэт Катенин: странная жизнь и нелепая смерть

Владимир Бычков В этот день, ... лет назад Двадцать второго декабря 1792 года в поместье Шаёво Кологривского уезда Костромской губернии родился поэт и драматург Павел Александрович Катенин. Человек энциклопедических знаний, он уже в ранней молодости усердно занимался переводами французских классиков – Корнеля и Расина. Кроме того, сам участвовал в любительских спектаклях. Был прекрасным чтецом, обучал декламации актеров Василия Каратыгина и Александру Колосову – будущих звезд петербургской сцены. Катенин – участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. Сражался под Бородином, Лютценом, Баутценом, Кульмом, Лейпцигом. Полковник лейб-гвардии Преображенского полка. И вместе с тем – член Союза спасения, один из руководителей тайной декабристской организации "Военное общество". Сочинил для нее гимн, ставший популярным в среде декабристов. Отечество наше страдает Под игом твоим, о злодей! Коль нас деспотизм угнетает, То свергнем мы трон и царей. Свобода! Свобода! Ты царствуй на
   Рукопись© РИА Новости / Владимир Астапкович
Рукопись© РИА Новости / Владимир Астапкович

Владимир Бычков

В этот день, ... лет назад

Двадцать второго декабря 1792 года в поместье Шаёво Кологривского уезда Костромской губернии родился поэт и драматург Павел Александрович Катенин.

Человек энциклопедических знаний, он уже в ранней молодости усердно занимался переводами французских классиков – Корнеля и Расина. Кроме того, сам участвовал в любительских спектаклях. Был прекрасным чтецом, обучал декламации актеров Василия Каратыгина и Александру Колосову – будущих звезд петербургской сцены.

Катенин – участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов. Сражался под Бородином, Лютценом, Баутценом, Кульмом, Лейпцигом. Полковник лейб-гвардии Преображенского полка. И вместе с тем – член Союза спасения, один из руководителей тайной декабристской организации "Военное общество". Сочинил для нее гимн, ставший популярным в среде декабристов.

Отечество наше страдает

Под игом твоим, о злодей!

Коль нас деспотизм угнетает,

То свергнем мы трон и царей.

Свобода! Свобода!

Ты царствуй над нами!

Ах! лучше смерть, чем жить рабами, –

Вот клятва каждого из нас...

В 1818 году он публикует вольный перевод отрывка из трагедии Пьера Корнеля "Цинна" под названием "Рассказ Цинны", в котором содержится недвусмысленный призыв к убийству монарха-тирана.

Впрочем, во время следствия над декабристами участие Катенина в тайных обществах высочайше повелено было оставить без внимания, так как после 1820 года он не служил, а после 1822 года и вовсе жил в глухом углу Костромской губернии.

В 1820 году полковник Катенин во время очередного смотра войск осмелился перечить своему командиру – великому князю Михаилу Павловичу, и ему было предложено подать в отставку. Начальник Главного штаба князь Петр Михайлович Волконский писал о Катенине: "Государь император повелел... как наперед господин Катенин замечен был неоднократно с невыгодной стороны, поэтому и удален был из лейб-гвардии Преображенского полка".

А в 1822 году Катенин устроил скандал в театре. Он ошикал во время спектакля знаменитую актрису Екатерину Семенову. Та пожаловалась петербургскому генерал-губернатору Милорадовичу. А тот донес об учиненном Катениным публичном скандале императору. Александр I, хоть и находился тогда в Вероне на конгрессе Священного Союза, вник в суть истории, и приказал: выслать Катенина из Петербурга, с запрещением въезжать в обе столицы без Высочайшего на то разрешения. Император нашел крайне неприличным, что отставной полковник гвардии стал организатором клаки.

До 1833 года Катенин жил в своем имении Шаёво Кологривского уезда Костромской губернии. Однако ему наскучила жизнь захолустного помещика – он вновь попросился на службу, и был с чином полковника назначен командиром Эриванского карабинерного полка, расквартированного близ Тифлиса. Через три года переведен на должность коменданта Кизлярской крепости. Однако в 1837 году вскрылись большие злоупотребления со стороны князя Дадиани, ставшего после Катенина командиром Эриванского полка. Была назначена комиссия, во главе которой по случайности оказался двоюродный брат Катенина – гвардейский полковник, флигель-адъютант Александр Андреевич Катенин. И эта комиссия установила, что Дадиани и другие офицеры полка занимались незаконной наживой. Например, у командира было огромное количество скота, завод по выделке вина, и все это бесплатно обслуживалось солдатами полка. А корни этих злоупотреблений уходили еще во времена командования полком Катенина. Трудно сказать, насколько помогло Павлу Александровичу то обстоятельство, что следствие вел его кузен, однако в деле о злоупотреблениях в Эриванском полку его имя не фигурировало. И все же Катенину в ноябре 1838 году пришлось выйти в отставку. При увольнении он был пожалован в генерал-майоры. Катенин вернулся в свое костромское имение и полностью посвятил себя творчеству.

Он был известен не только как поэт и переводчик, но и как тонкий критик, который одним из первых оценил по достоинству гений Пушкина. Грибоедов отдал на его суд "Горе от ума". Впрочем, с Пушкиным у Катенина отношения были далеко не безоблачными. Павел Александрович был весьма недоволен сближением великого поэта с императором Николаем I. И написал по этому поводу полную саркастических намеков балладу "Старая быль" с посвящением Пушкину. Александр Сергеевич понял смысл иносказаний и написал не менее ядовитый "Ответ Катенину". Стихотворение начинается так:

Напрасно, пламенный поэт,

Свой чудный кубок мне подносишь

И выпить за здоровье просишь:

Не пью, любезный мой сосед!

А заканчивается же оно так:

Останься ты в строях Парнаса;

Пред делом кубок наливай

И лавр Корнеля или Тасса

Один с похмелья пожинай.

Здесь Пушкин явно намекает на пристрастие Катенина к спиртным напиткам. По воспоминаниям современника, Катенин после отставки в своем имении Шаёво постепенно опускался, "погряз в сальностях" и, злоупотребляя спиртными напитками, жил совершенным отшельником, от которого отвернулись все его знакомые. И хотя он и был одним из образованнейших людей своего времени, из-за своего характера не пользовался уважением и любовью соседей-дворян.

Катенина достаточно ярко характеризует кощунственная выходка, когда он устроил в Вербное воскресенье подобие "входа Господня во Иерусалим". Восседая на какой-то кляче, он въехал в свою усадьбу, заставив своих крепостных людей встать по обе стороны дороги, и, взяв в руки вербные прутья, "пасть ниц" перед проезжавшим Катениным и махать ветками, как это описано в Евангелии, когда Иисус Христос въезжал в Иерусалим.

И умер он тоже нелепо. В мае 1853 года экипаж, в котором ехал Катенин, разбили лошади. Поэт получил тяжелые повреждения, от которых через 12 дней скончался, отказавшись от исповеди и причастия. Женат он не был, прямых наследников не имел...

И все-таки Пушкин отдавал должное Катенину. Он вспомнил о нем в "Евгении Онегине", в лирическом отступлении о театре:

Волшебный край! там в стары годы

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слез, рукоплесканий

С младой Семеновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый…

Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.