Найти в Дзене
Сквозь искусство

Краткая история цвета II. От Ньютона до Иттена

Всем привет! Сегодня я продолжаю рассказывать про цвет. В этой статье мы попробуем узнать и рассмотреть кто и когда и что писал о цвете и его истории и происхождении, а также кратенько пройдёмся по тому, как именно и кто исследовал цвет с Эпохи возрождения и до наших дней. Первая часть про древность и средние века здесь. Вы готовы к новым знаниям? Тогда погнали! Эпоха Просвещения Продолжим наше путешествие по истории цвета. Как думаете, когда случился прорыв в изучении цвета и света? Произошло это, конечно же, в Эпоху Просвещения! Годы, когда церковный ужас и деспотия сошли на нет и мысль стала развиваться с небывалой до тех пор скоростью. Как и в любую эпоху и в Просвещении был свой гений. И жемчужиной этого периода несомненно был Исаак Ньютон! Гений века открыл десятки важнейших законов физики и смежных наук. Но пожалуй, самое значимое научное открытие было сделано Исааком Ньютоном в 1672 году. Как думаете, какое именно открытие сделал наш герой в этом году? Конечно же, в этом году
Оглавление

Всем привет! Сегодня я продолжаю рассказывать про цвет. В этой статье мы попробуем узнать и рассмотреть кто и когда и что писал о цвете и его истории и происхождении, а также кратенько пройдёмся по тому, как именно и кто исследовал цвет с Эпохи возрождения и до наших дней. Первая часть про древность и средние века здесь. Вы готовы к новым знаниям? Тогда погнали!

Эпоха Просвещения

Продолжим наше путешествие по истории цвета. Как думаете, когда случился прорыв в изучении цвета и света? Произошло это, конечно же, в Эпоху Просвещения! Годы, когда церковный ужас и деспотия сошли на нет и мысль стала развиваться с небывалой до тех пор скоростью. Как и в любую эпоху и в Просвещении был свой гений. И жемчужиной этого периода несомненно был Исаак Ньютон!

Гений века открыл десятки важнейших законов физики и смежных наук. Но пожалуй, самое значимое научное открытие было сделано Исааком Ньютоном в 1672 году. Как думаете, какое именно открытие сделал наш герой в этом году? Конечно же, в этом году Ньютон опубликовал свой труд «Новая теория света и цветов», в котором описал свои опыты по дисперсии света. Если кратко, то для получения результата он пропустил солнечный свет через одну призму, разделив белый свет на 7 основных цветов и собрал их вновь через вторую призму, получив опять белый свет. Ньютон также обнаружил, что если смешать первый цвет видимого спектра (красный) и последний (фиолетовый), можно получить экстраспектральный пурпурный цвет, который вы не увидите в радуге. Смешение первого и последнего цветов побудило его развернуть цветовой спектр в круг, что положило начало традиции использования фигур для демонстрации цветовых моделей. Ньютону нравилось, что круг давал возможность легко предсказать результат смешения цветов, просто выбирая пространство между ними. Размеры цветовых сегментов Ньютон сделал пропорциональными интенсивности каждого цвета в спектре, а количество основных цветов выбрал по аналогии с музыкальной октавой, имеющей семь интервалов. Основные цвета были расположены в следующем порядке: красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый. Это был безусловный прорыв в теории цвета и оптике.

А вот как с помощью призмы Ньютон разложил белый свет на цвета спектра
А вот как с помощью призмы Ньютон разложил белый свет на цвета спектра

Четыре года спустя художник Клод Буте создал свои 7-цветные и 12-цветные круги, основанные на изысканиях Ньютона. Художники, химики, картографы, поэты и даже энтомологи... казалось, у каждого была теория цвета, обычно сопровождаемая продуманными цветными схемами и диаграммами.

А вот и круги Буте.
А вот и круги Буте.

Следующей вехой в истории цвета была теория, созданная Иоганном Вольфгангом фон Гёте. Да, вы не повертите, этот знаменитый поэт и драматург, создавший Страдания юного Вертера и Фауста, в свободное от творчества время занимался изучением психологии и физики цвета. В основе изысканий Гёте была круговая диаграмма, содержащая 3 базовых цвета: синий, красный и желтый, а так же промежуточные цвета: оранжевый, фиолетовый и зелёный. Он также разделил свой цветовой круг на два полюса — теплый и холодный.

А вот и цветовое колесо Гёте, где прекрасно наглядно видно разделение на тёплый и холодный половины круга.
А вот и цветовое колесо Гёте, где прекрасно наглядно видно разделение на тёплый и холодный половины круга.

Эпоха Романтизма

Очередной шаг и мы с вами входим в эпоху Романтизма, а точнее в начало 19 века. Вокруг происходят события, которые в корне меняют восприятие не только науки, но и человека, а если ещё точнее, то внутреннего мира человека. Складываются многие современные нам уже привычки и обряды. В научном мире происходят очень сильные изменения — изобретают паровой двигатель, прототипы фотоаппаратов, огромный сдвиг происходит в физике и химии.

Но нас интересует то, что происходит лишь с одной сферой — исследования цвета. И здесь давайте поближе посмотрим на работу немецкого художника Филиппа Отто Рунге. Он использовал интересный подход при создании своего сферического представления цветового спектра, описанного в его рукописи «Цветовая сфера», опубликованной в 1810 году. У сферы Рунге были белый и черный полюса с цветовыми поясами, расположенными между ними. Тем не менее, как и другие цветовые модели, изобретенные до неё, сфера не делала различия между яркостью и насыщенностью цвета.

А это сфера Отто Рунге
А это сфера Отто Рунге

Мишель Эжен Шеврёль попытался решить эту проблему в своей полусферической модели в 1839 году. Вместо того чтобы смешивать оттенки, основываясь на количественном отношении используемых в смеси цветов, он выбирал те оттенки, которые визуально казались верными. Вдохновленный трудами Гёте, Шеврёль использовал остаточные изображения для проверки правильности своего выбора. Если человек будет долго смотреть на зеленый квадрат, а потом посмотрит на белую стену, то увидит пурпурный цвет. Это происходит из-за усталости зеленых рецепторов в сетчатке глаза, и Шеврёль использовал этот эффект, чтобы определить дополняющие цвета в своей модели.

Новое время

Перенесёмся на другой континент и посмотрим, что происходит в США. А там в начале 20 века мы сможем увидеть, что привнёс в теорию цвета американский художник Альберт Генри Манселл. Как и многим до него, нашему герою хотелось создать такую модель, которая бы позволяла создать градации цвета с равным шагом. Для этого он использовал собственные изобретения. Особенность представления Манселла заключалось в трехмерности и особенности осей: «оттенок» определял тип цвета (красный, синий и т.д.), «значение» определяло яркость (темный цвет или светлый), и «цветность» определяла насыщенность (чистоту цвета).Модель Манселла имела свои недостатки и противоречия, но она впервые перекинула мостик между искусством и наукой, а в некоторых моделях RGB до сих пор используются Манселловские обозначения, представляете?

Трехмерное изображение модели Манселла
Трехмерное изображение модели Манселла

Теперь давайте посмотрим на модель, которую создал Вильгельм Оствальд. Он был нобелевским лауреатом, с корнями из Восточной Европы. В основе его теории и цветовой модели лежат представления о психологической гармонии, которую он опубликовал в книге «Цветоведение» в 1916.

А вот так выглядит его цветовая модель в реальной жизни!
А вот так выглядит его цветовая модель в реальной жизни!

Целый ряд значимых теорий и открытий выдвинула немецкая Высшая школа дизайна и искусства «Баухаус» В его стенах работало немало гениев и теоретиков цвета. Одним из наставников школы был Иоганнес Иттен, швейцарский художник и теоретик цвета и искусства. Он развил идею цветовых созвучий и усовершенствовал цветовой круг. Иттен исследовал цвет и как дизайнер, и как ученный; ставил опыты со световыми волнами; пытался выяснить, как связаны цвета и визуальные эффекты, однако его теории были слишком сильно связаны с духовными практиками. Главная идея его работы заключалась в выявлении семи цветовых контрастов, которые художник должен научиться использовать для создания требуемого выразительного эффекта. Также Иттен создал 12-частный цветовой круг, который описывал взаимодействие основных цветов между собой. Иоганнес выделил основные цвета, цвета второго порядка (зеленый, фиолетовый и оранжевый), которые получаются при смешении пары основных цветов, и цвета третьего порядка, которые получаются при смешении основного цвета с цветом второго порядка. Проще всего понять это на наглядном примере ниже.

Примерно так выглядел цветовой круг Иттена
Примерно так выглядел цветовой круг Иттена

В «Баухаусе» также преподавал и Джозеф Альберс, ученик Иттена, который развил и улучшил идеи своего учителя. Со временем Альберс эмигрировал в США, там преподавал в Йельском университете и на основе своих знаний написал важный теоретических труд – «Взаимодействие цвета». Прежде всего Альберс стремился показать, что происходит при взаимном влиянии цветов, а в экспериментах видит возможность создавать изысканные цветовые композиции и сильно доработал идеи своего учителя, избавившись от изотерических излишков и субъективных теорий о контрастах. Один из его примеров будет ниже.

Два внутренних квадрата на самом деле одного цвета
Два внутренних квадрата на самом деле одного цвета

Вместо послесловия

Вот мы с вами и соприкоснулись с основными цветовыми теориями и их авторами. Надеюсь, что эти знания были вам полезны и интересны. Если вам понравилась статья, не забывайте также подписываться на Ютуб, Телеграм и поддерживать автора на Бусти! Каждый подписчик — это огромная радость для меня.

Спасибо за прочтение и до новых встреч с искусством!