Найти тему

Слово пацана: кровь на асфальте. Характеристика героев

Вот и просмотрено всё "Слово пацана: кровь на асфальте", честно, фильм тяжелый изначально и несколько слитый в концовке.

Кажется, на сериал повлияло общественное мнение, из-за чего режиссеры на ходу внесли коррективы в фильм, который из смелого и жесткого "пацанского" кино к концу "слился" в гимн государственности и пропаганде, что культура АУЕ* (*запрещена в РФ как экстремизм) - до добра не доведет.

  • Вставляю плашку "запрещена в РФ", т.к. в публичных блогах это надо делать, дабы не нарушить законодательство. Есть ощущение, что "Слово пацана" в концовке - сплошная плашка. А 1990-х не было, Россия сразу с конца 1980-х перескочила в путинскую эпоху, где криминал гасят и сажают. Ну или 1990-е пришлись на 5 серию...

Это общие впечатления. Теперь о героях.

1. Андрей ("Пальто")

Самый неприятный и неестественный герой. Неестественность в чем? Как из умного и доброго мальчика-музыканта с внутренним стержнем внутри (в 1 серии он не прыгает, не бьет друга по приказу гопника Марата), мальчика, который по ночам играет на нарисованной клавиатуре и слышит музыку в воображении, вырастает такой махровый уголовный гопарь.

-2

К концу он уже спокойно поправляет свое финансовое положение рэкетом средств у младшеклассников, хотя еще в первых сериях защищает школьника от хулигана (своего бывшего друга). Мораль и совесть у него атрофируются слишком быстро и неестественно, как будто они были в его волосах, которые срезает парикмахер. Он эгоистично ведет себя по отношению к матери, которую забирает из дурдома судя по всему, чтоб "все было как раньше" и было кому заботиться о сестре, на ее здоровье Андрею плевать (он по-гопнически предъявляет претензии к врачам, что ее "не лечат"), хотя вроде он любит свою мать. Он тащит маленькую сестренку в ресторан, где устраивает разборки с ухажером своей пассии, забывая о сестре. С ухажером он дерется не 1 на 1, где проигрывает, а впоследствии нападает в составе банды несколько на одного.

-3

Он с удовольствием погружается в мир пацанов и сразу пытается стать "очень четким" пацаном. Но при этом видно, что он черств и эгоистичен, а нормам "пацанской этики" следует только, когда ему выгодно. Например, "пацан" не может встречаться с милиционером не во время привода, но Андрюша это правило игнорирует. А когда кого-то избить, ограбить, забить до полусмерти, обмануть родных и близких - он просто образец "пацанства". Также раздражает, как его постоянно отмазывают, ему все сходит с рук, и это никак не действует на него, как будто со стеной разговаривают.

-4

Романтическая линия с милиционершей кажется неестественной для возраста его персонажа, хотя играющий его актер достаточно физически развит для этого. Непонятна мотивация и самой милиционерши, которая, кажется, одобрительно относится к этому харрасменту с оттенком педофилии. Его нападение на "убийцу Ералаша" в больнице кажется слишком бездумным для такого интеллектуала. Также, как и патологическое вранье матери, которую он доводит до психушки. Отметим, что он обманул мать, что поступил в Суворовское училище, так что фактически он не учится в школе и занимается только делами "улицы". Как кажется, бросает и свою любимую музыкальную школу.

-5

Из ляпов не понравилось что. В первой серии Марат гуляет как с "пацаном" с еще "чушпаном" Андреем. Сам он себя при вступлении в ряды "универсамовских" называет "чушпаном", хотя это оскорбительное выражение для "пацана", его сразу должны были "отшить". В последней серии матерого бойца пацанской группировки Марата легко уделывает вчерашний "чушпан" Андрей. Вопрос, почему "универсамовские" его не "спросили" за активное общение с милицией вне приводов.

2. Марат Суворов

Образ Марата как классического гопника ломается в концовке, где его избивает Андрей. В концовке он выглядит слабосильным и размякшим. Непонятно почему. Но его поведение и образ гораздо более органичны и естественны, чем у Андрея. Он примыкает к группировке еще в детстве, под влиянием своего старшего брата, "автора" (авторитета) на районе. Он с удовольствием варится в этой культуре, будучи классическим гопарем, который может докопаться даже до человека, который просто стоит рядом и вломить ему просто так, для проформы. А уж если у него до вас есть дело, то вы "получите" и если сделаете, как он требует, ии если не сделаете. В группировке он "маленький принц" за счет авторитета своего брата Адидаса, лидер своего "возраста". Хотя так и непонятно, каких ребят он "воспитывает" - а они должны быть его подручными, раз он "лидер возраста", но на экране он скорее одиночка.

-6

Его ломает и трансформирует трагическая история любви с Айгуль. В отличие от образа Андрея, личность Марата после трансформации смотрится органично и раскрывается полнее. Его положение "маленького принца" признает даже Кощей, который пытается "пришить" Марата к криминалу поначалу. После возвращения Адидаса статус Марата взлетает до небес, где он наряду с лидерами более старших "возрастов" главный помощник своего брата. Но ему же и всё сходит с рук. Например, ему не "предъявляют" за дружбу с "опущенной" (изнасилованной) Айгуль до тех пор, пока его брат не уходит из группировки. Вступление в комсомол кажется непонятным. Но так как Марат из богатой и образованной семьи, то не удивляет его образованность, знание языков. Однако он систематически пропускал уроки, так что непонятно, как выработал навык быстрого изучения материала, в частности, истории и "Устава" комсомола. Непонятно также, почему он ослабел настолько, что проиграл бой Андрею.

-7

3. Вова "Адидас" Суворов

Самый странный и противоречивый персонаж, который вытягивает харизма и внешняя привлекательность актера Ивана Янковского. Парень до армии ходил в "авторах" и был грозой района. Но после Афгана, где он был, на минуточку, разведчиком, он приезжает хилым. Он проигрывает все бои, в которых участвует (кроме драки с уже пожилым Ильдаром). И это должно было понизить его репутацию, но его авторитет по-прежнему высок. Непонятна и мотивация Вовы заниматься пацанской тематикой после армии, он слишком взрослый для этого, если не переходит в криминал. Как будто пытается влезть в детские штанишки, из которых давно вырос. Самое интересное, что Адидас это понимает, и в серии, где пьет с Маратом на кладбище, фактически отвергает деление на районные группировки, для него погибший сослуживец с "Разъезда" не враг, а такой же "пацан". Также он очень патриотичен, делает втык Марату за ношение бейсболки с надписью USA, очень верен воинскому долгу и боевому товариществу. Тяжедло переживает вывод советских войск из Афганистана, так как считает, что "они без нас пропадут". Трепетно носит наколку ДРА - Демократическая республика Афганистан. Всегда носит тельняшку.

Адидас-старший знает "понятия" и требует их соблюдения. Он не делает поблажек своему брату в повседневных пацанских вещах, "предъявляя в фанеру" за опоздание на сбор, жестко "спрашивая" с него, где он был во время массовой драки с "Хади-Такташем".

-8

В то же время он пытается мирно, а не"по беспределу" все разрешить с враждующей группировкой, с которой нет границ. Также предлагает "пацанам" не "асфальт делить", а заниматься "серьёзными делами", фактически агитируя их в серьезный криминал. В сцене с отшиванием Кощея главная мотивация Адидаса не избавиться от "урок", а скорее наоборот - молодой криминальный авторитет слишком недоволен пассивностью старого уголовного лидера, который отошел от серьёзных "дел", сел на героин ("черняшку"), не защищает честь группировки (за водку примирился с убийством Ералаша), и занимается сравнительно безопасными подленькими мошенническими схемами типа "крутить стаканы", где "раззувается" мама группировщика (основная претензия, что раззули родственника члена банды, а не к самой схеме).

Молодой авторитет припрягает "пацанов" к "серьезным делам" (и серьёзным срокам по УК), вместо обычных драк "за асфальт" и мелкого хулиганства к разбойным нападениям на машины, грабежам со взломом - видеомагнитофона, массовым стычкам с членами других группировок и нападениям на них.

В то же время образ молодого и активного бандита плохо соответствует благородной природной натуре Адидаса, а также его ценностям и мужеству как "афганца" и десантника.

-9

Он разбивает стекла в машинах, но отпускает бывшего десантника. При этом пытается мирно уладить дела со взрослыми продавщицами, вахтершей в общежитии, руководителями соседних группировок. Что не соответствует образу разбойника, который в конце концов претит Вове, из-за чего он уходит. Бывший разведчик слишком легко попал в засаду "домбытовских", вообще не проведя разведки местности. Также он никак не пытается изменить свой внешний вид, будучи в розыске, хотя как диверсант должен это уметь. Идет слишком напрямую зачастую. В разборке с "домбытовскими" ведет себя по-"десантному", а не по-"пацански". Он извиняется, стоит на коленях, чтоб спасти брата, потом всем мстит, фактически подписывая свою "группировку" на "мокруху". Защищает честь девочки и своего брата, хотя знает, что должен его выгнать, если тот не порвет с изнасилованной девочкой. В то же время нормально относится, когда "пацаны шакалят чушпана", что противоречит моральному кодексу благородного десантника и защитника слабых.

-10

В итоге противоречий не выдерживает психологической нагрузки и уходит из банды. Под влиянием встречи с родственниками убитого им бандита, для которых тот был "добрый мальчик". Также "универсамовские" собирают деньги для своего молодого лидера, а тот их просто отдает Марату фактически на нужды семьи, что кажется странным.

4. Турбо

Ведет себя как классический гопник, с удовольствием соблюдает все правила "пацанского кодекса", впоследствии должен перейти в криминальный мир. Его "косяк" - он проворонил видеомагнитофон. Его поведение по отношению к Айгуль с точки зрения пацанской "этики" логичное, равно как и по отношению к Марату, которого он выгоняет. Лидер какого-то "возраста", ведет себя как лидер и часто "воспитывает" молодежь, также ходит не один, с еще одним лидером "возраста" Зимой, которого Адидас назначает старшим над группировкой при своем уходе.

-11

5. Зима

Зима похож на Турбо, но кажется более моральным. Он сочувствует Марату и призывает его не сильно гнобить. Но поведенческая модель соответствует классическому группировщику и члену банды.

6. Ералаш

Один из самых обманчивых образов. Часто его воспринимают, как честного и романтичного гопника, который заботится о семье, покупает бабушке утюг и гибнет незаслуженно. На самом деле на всем протяжении фильма, пока он жив, он ведет себя как классический гопник в соответствии с "пацанскими" нормами. В ходе развития сюжета мы узнаем, что его зовут Миша, у него лучший друг Кирилл ("трус"). Ералаш активно участвует в жизни группировки, едет на "выезд" в Москву, где участвует в нападениях, никак не отделяется от коллектива. Бабушка без удивления воспринимает информацию, что "Миша попал в больницу", видимо, это часто. Ералаш покупает утюг, но в иных обстоятельствах он мог попытаться его и украсть.

-12

Однако он дарит "чистую" вещь своей бабушке, что позволяет избежать ситуации, как с матерью Андрея "Пальто". Погибает Ералаш по неосторожности. Он не верит словам Кирилла, что "не наши это пацаны", натыкается на чужую банду на чужой территории и получает. От банды не отрекается даже в опасности, называя себя "универсамовским" после вопроса и признаваясь, что "при делах", то есть, участвует в акциях группировки, а не просто "пришит" к району. В одиночестве без поддержки товарищей из группировки теряется и не пытается убежать, принимая на себя град ударов.

Его бабушка его любит и очень скорбит из-за смерти внука, кажется, немного сходя с ума. Но все бабушки в сериале и их плач, кажутся несколько наигранным (как бабушка Ералаша, так и "домбытовского" Вадима).

-13

7. Кощей

Классический вор, урка, который несколько отошел от дел. В курсе всех "понятий". Не любит "беспредела". Занимается воспитанием "универсамовских", "прописывая в фанеру" за курение или "отшивая". Фарисей от уголовного мира, знает все правила ("понятия"), но не всегда их соблюдает. Предпочитает не обострять с соседними группировками. Труслив, подл и жаден, склоен к предательству "своих". "Раззувает" мамку члена группировки. Сидит на героине ("черняшке"), алкоголик - за бутылку водки отказался мстить за Ералаша, чем вызвал бунт у группировки. Хочет интегрировать в криминал братьев Адидасов, видит большие перспективы в Адидасе-старшем, почему его не трогает и признает его авторитет, даже когда Адидас прекращает ему подчиняться. Припрягает его младшего брата Марата к мелким и преступлениям, в частности, Марат изображает "везунчика" в кручении стаканов. Возможно, пытается использовать Марата как инструмент контроля и давления за его старшим братом.

-14

Отшивается "универсамовскими" во время бунта за то, что уронил репутацию группировки. Но после разгрома группировки и ареста членов банды возвращается в их "логово"-качалку, где "отшивает" всех восставших "пацанов", говоря, что они "говно", так как "беспредельщики" и не уважают законы добрососедства "районов". Падок на женщин, несколько раз видим его в окружении проституток, которые пьют с ним. Также есть телохранитель, которй сильнее Вовы Адидаса. Кощей проиграл Адидасу, не сделав рассчет на массовость "пацанов", но поодиночке он может подчинить. Достаточно гуманен, не избивает никого до полусмерти, предпочитает моральное унижение. Хранить пистолет с барабаном, также присваивает себе деньги с "пацанского" общака и не делится с подростками.

8. Айгуль Ахмерова

Поведение классической отличницы. Предпочитает классические отношения,где мальчик служит девочке. Ссорится с Маратом из-за того, что тот 2 дня ей не звонил, несмотря на оправдания, что у Марата были серьезные проблемы, угрожавшие его здоровью и жизни. Имеет строгое воспитание, поначалу не хочет встречаться с Маратом. Снова начинает встречаться с Маратом, испугавшись преследования со стороны группировщика из "домбытовских" Вадима, фактически использует Марата. Но он ей нравится, с ним ходит на танцы, не хочет с ним расставаться. Честная, помогает Марату, когда тот просит посидеть на кассе в их "видеосалоне", не дает забрать видеомагнитофон, из-за чего ее похищают и случается трагическая история. Очень эмоционально переживает историю с изнасилованием и травлю других подростков, в результате чего, не найдя психологической поддержки у окружающих, выпрыгивает с балкона и совершает самоубийство.

-15

Родители сначала кажутся любящими, в том числе строгий отец, но после изнасилования проявляют излишнюю черствость, считая что это собственный "позор" девочки. Строгий отец, у которого ожидалось развитие синдрома отца в "Ворошиловском стрелке" наоборот, даже забирает заявление из милиции, чтоб избежать "позора". Равнодушно относится к своей дочери после этого, просто "выгуливая" ее под своим контролем. Мать также презирает свою дочь после этих событий (выливает суп, который она не захотела есть, в унитаз). Не пытаются перевести ее в другую школу, не дают перерыва в занятиях, в результате чего девочка подвергается травле и оказывается психологически сломлена. В результате такого отношения дочь выпрыгивает из окна, потеряв все опоры в жизни.

-16

9. Наташа

Медсестра в больнице, где оперирвовали Вову Адидаса после драки с Хадиш-Такташем, и на которую напали "хадишевские" после того, как Андрей забил до полусмерти предполагаемого убийцу Ералаша (хотя Ералаша там били всей толпой). Учится в ординатуре, по-видимому, так как живет в общежитии для студентов, но уже работает в больнице. Непонятно, почему она, а не доктор-хирург оперирует Адидаса-старшего.

-17

Влюбляется в Вову, но когда он играет песню про Афган, плачет, признаваясь, что у нее погиб двоюродный брат Вадим, который оказывается убитым Адидасом криминальным авторитетом "домбытовских". По официальной версии, Вадим погиб, так как "разбился на мотоцикле". Наташа не близко общалась с родственниками, в итоге чего не знает истинной причины смерти. Не особо проявляет интерес к своей семье, едет на похороны только тогда, когда надо было спрятать Адидаса. Сцена в семье Вадима напоминает "Ромео и Джульетту", соответственно Адидас - Ромео, Вадим - Тибальт, Наташа - Джульетта. У нее есть отец-консерватор, который презирает Горбачева перед Антроповым, работает вроде путейным обходчиком. Имеет достаточно строгое воспитание, никогда не врала. Но увлекается Вовой, в итоге чего решается бежать с ним в Абхазию, в Гагры. Интимные отношения кажется происходят только днем в доме отца Наташи, где инициатор - Вова, увидевший, что Наташа сомневается в своем решении.

-18

10. Ирина Юрьевна, инспектор милиции по делам несовершеннолетних

Непонятный персонаж, которого можно назвать как "милиционером нового формата", так и "оборотнем в погонах", хотя она положительный персонаж. Делает противоречивые вещи. Она достаточно малоэмоциональная, что кажется сильным качеством. В то же время она флиртует с подростком, с которым должна работать как инспектор, пытается "мягкими" средствами вытащить его из группировки. Сама она не очень уважает строй и свою профессию, оправдывается перед "пацанами" за выбор, стремясь привлечь их на свою сторону, говоря, что изначально хотела стать учителем. Любит музыку, но слушает оппозиционную тогда песню Цоя "Хотим перемен", а также восхищаясь фильмом "Асса", тоже оппозиционным. Встречается с музыкантом "Джоном", ходит на квартирники, с которыми должна бороться. Член комсомола, так как участвует в комиссии по приему в комсомол. Часто покрывает преступления Андрея, но пытается его вытащить из группировки, перенаправить в музыку, чем он раньше увлекался. Снимает Андрея с учета, хотя знает, что он до полусмерти избил человека. Заминает историю с разбитым окном в отделении милиции, так как Андрей не несет ответственности за нее (что странно!). Добрая,что иногда приводит ее к нарушению должностных обязанностей, отказывается из-за Андрея отбирать его сестру Юлю в детдом, но затем сама берет опеку над Юлей, фактически беря на воспитание чужого ребенка.

-19

11. Ильдар, следователь

Ильдар - следователь и старший офицер милиции. Он может приказывать другим милиционерам, которые ему подчиняются. Он ведет дела молодежных банд, также расследует убийства. Курильщик, носит очки, без которых плохо видит. Командует оперативной группой для задержания Адидаса. Также во главе следственной группе приносит ордер на обыск в квартире родителей Адидаса и на заводе, где работает его отец.

Кроме того, он встречается с матерью Андрея, которая могла работать в милиции в качестве вспомогательного персонала. Сам бывший "пацан", который прекрасно понимает подростков-группировщиков, пытаясь убедить их сотрудничать с милицией. Проявляет внимание и заботу об Андрее, как сыне его любимой женщины, даже готов стать отчимом. Андрея также пытается перевоспитать, как мягкими методами (разрешая поиграть на компьютере), так и жесткими (избивает в туалете за обман) и завербовать.

-20

Сообщает, что его отец также жестко его воспитывал, за что Ильдар был благодарен впоследствии. Помогает матери Андрея решать проблемы, дает рекомендацию в Суворовское училище для него. Склонен к психологическому манипулированию, не брезгует коррупцией, будучи реалистом, при этом ведя себя очень вежливо и не вступая в открытые конфликты. Решает вопрос с вывозом матери Андрея из психушки путем взятки икрой медсестре. Манипулирует Маратом, обещая покарать насильника Айгуль, чтоб убедить его сотрудничать со следствием, но не спешит выполнять свое обещание.

В то же время очень принципиально борется с группировками. Говорит, что не будет делить стол с гопниками. Пытается открыть глаза матери Андрея на сущность ее сына и его друга, неудачно, из-за чего она выгоняет милиционера из дома. Но потом он приходит мириться, приносит конфеты и вино. Однако после того, как женщина сошла с ума, долго не выдерживает этих отношений. Постоянно отмазывает Андрея из неприятностей, как будущего пасынка, но не теряет надежды его завербовать. Делает "прощальный подарок" Андрею, отпуская его из камеры и не подводя под колонию. Но в итоге Андрея забирают в тюрьму по другому эпизоду (его узнал на рынке владелец видеомагнитофона).

-21

Ильдар пытается лично задержать Адидаса, но проигрывает ему в драке. Однако ему удалось застрелить Адидаса, который убегал из кафе, где его отец хотел праздновать свой юбилей, из-за чего некоторыми зрителями стал восприниматься как "отрицательный" персонаж. На самом деле Ильдар, которому его сотрудник сообщает, что Адидас отнял пистолет у него, делает все правильно и по инструкции. То, что Адидас выкинул пистолет, он не мог знать. Адидас как бывший десантник был крайне опасен, будучи вооружен. То, что Адидас решил завязать и сбежать с девушкой, а также выбросил оружие, Ильдар знать не мог.