Найти тему
Вячеслав Нестолий.

ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ И ПРЕСТИЖ (22.12.23)

Как соотносятся внедрение онлайн-обучения в различных форматах и престиж обучения?

Между онлайн-обучением и престижем обучения имеется прямая связь. Чем больше онлайн-обучения в образовательном учреждении, тем ниже его престиж. Связано это и с тем, что в образовательное учреждение абитуриенты поступают не только и не сколько ради обучения, а для того, чтобы после получения диплома о высшем образовании «идти по жизни одной командой» (Переработка слов Г. П. Щедровицкого: «В каждой стране есть два-три или несколько, в зависимости от размера страны, привилегированных учебных заведения, и попасть туда очень трудно. И поступают в них не для того, чтобы получить знания, а чтобы попасть в компанию, которая будет дальше двигаться как «одна десантная группа». См.: Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций / Из архива Г. П. Щедровицкого. М., 2000. Т. 4. С. 15).

Для обучающиеся важно не только в каком учебном заведении они учатся, и не только кто их учит, но и с кем они учатся. В ходе процесса обучения, студенты оценивают друг друга по многим критериям, в результате многие / некоторые из них получают предложения о работе от своих сокурсников или их родственников и знакомых. Совсем не обязательно, что формальные оценки обучаемого, являющиеся результатом проверки знаний, проводимой преподавателями, в том числе, с помощью цифровых инструментов, совпадут с оценками соучеников. В свою очередь, преподаватель, которого знакомые (чаще всего, это его бывшие студенты) просят рекомендовать какого-либо студента (выпускника) для трудоустройства или сотрудничества, руководствуется не формальными оценками, а сложившимся у него представлением о деловых качествах обучаемого. Такое представление преподаватель получает в результате личного общения со студентом на лекционных и практических занятиях, а также на консультациях офлайн.

-2

С другой стороны, оптимальными для заочного обучения кажутся инструменты онлайн, благодаря которым студент-заочник получает возможность прослушивать аудиозаписи лекций, читаемые в режиме офлайн для студентов-дневников, а также читать и конспектировать тексты, предлагаемые преподавателем для изучения и запоминания. Тем не менее, многие студенты, обучающиеся по заочной форме обучения, предпочитают живое общение с преподавателем в аудитории. Преподаватели устают. И без инструментов онлайн трудно обойтись. Но такие инструменты нужно сочетать с живой непосредственной коммуникацией.

Кроме того, образовательные учреждения предоставляют услуги по повышению квалификации. Весьма часто обучаемые на данных курсах настаивают на занятиях офлайн. Тем не менее, онлайн-технологии дают возможность слушателям неоднократно возвращаться к тем лекциям, которые они уже слышали, и текстам, которые составлены преподавателем и рекомендованы им для чтения и запоминания.