Декабрьские фонари загораются слишком рано. И это хорошо, если в них лампы дневного света: стильно-модно-молодёжно. А если этот ламповый желтый? А если один/два не горят, как будто у аллеи выбитые зубы? А если еще и грязный таящий снег и мокрый черный асфальт? А если вообще не горят и на дворе 1992 год...? Нет, не пойду на улицу – чертова фантазия.
Криминология. Теория разбитых окон.
Штаты, 1969 год. Психолог Ф. Зимбардо проводит эксперимент: паркует один автомобиль у Стенфордского университета, а второй в криминальном районе Бронкса. В результате первый автомобиль несколько дней стоит себе спокойно, а второй разобран на запчасти (вот удивил, кто бы мог подумать!). Психолог продолжает эксперимент и сам наносит повреждения второму автомобилю (который всё ещё остается в благополучном районе). И вот теперь результат эксперимента: второй автомобиль разнесен также, как и первый, только теперь вполне благополучными жителями.
Что ж получается, правонарушение зависит не только от среды, но и от границ дозволенного?
В 1982 году на основе этого эксперимента вышла научная статья Дж. Уилсона и Дж. Келлинга «Разбитые окна». Все рассуждения статьи обобщаются одной фразой: «Если в здании разбито одно окно и его не ремонтируют, то вскоре будут разбиты и все остальные окна».
Теория разбитых окон говорит о том, что если в обществе допускаются мелкие правонарушения (мусорить на улице, разрисовывать стены и прочий вандализм), то это приводит к росту уже серьезной преступности.
6 экспериментов было проведено учеными в Нидерландах, чтобы доказать или опровергнуть теорию – провоцировали людей на мелкие правонарушения в разных обстоятельствах. 5 из них теорию подтвердили.
В 1994 году мэр Нью-Йорка решил испытать теорию в реальности – объявил жесткую борьбу попрошайкам, безбилетникам и прочим мелким городским нарушителям (раньше на них особого внимания не обращали). И преступность снизилась.Вот только помимо инициативы мэра в это же время росло благосостояние, снижалась безработица, велась борьба с тяжкими преступлениями (это по-другому ведомству). Получается, причина повышения безопасности города– большой вопрос.
А вот полиция получила больше прав для борьбы с мелкими правонарушениями и жалобы на действия полиции стали увеличиваться, а доверие к полиции уменьшаться.
Так и осталась теория спорной среди криминологов. Отвергнуть ее нельзя, но и сказать что работает безукоризненно работает не получается. Ну и без других факторов справиться с преступностью точно не поможет – слишком уж сложное это явление, преступность.
... Машинка Зингера иголочку сломала...
*Фото автора