Почему одни авторы берут нас за душу, а другие оставляют равнодушными? "Самые сильные и цепляющие истории те, где всё правда. А вымысел не имеет такой энергии", - высказалась одна из подписчиц моей группы "Искусство сильных текстов". Интересная мысль!
Какую же правду нужно написать, чтобы стать популярным писателем, журналистом или блогером? Давайте разбираться!
"Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше"
Это знаменитая фраза из трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери". Гений Пушкина опередил развитие цивилизации и сформулировал одну из идей психологии. Правда - понятие относительное. Есть научные факты, есть исторические явления, есть события повседневной жизни - а есть их интерпретации. Любое личное мнение, даже самое научное, субъективно!
Когда человек рассказывает свою историю, он почти никогда не излагает объективные факты. Истории всегда пропущены через сознание рассказчика и содержат оценочные суждения.
Можно ли считать интерпретации неправдой?
Открою вам один психологический секрет! Самые придуманные и самые искусственно созданные истории содержат проекции автора.
Проекция - это непризнанные и отвергнутые части личности, которые человек присваивает другим людям и явлениям. "Она была хороша собой, но глупа", - описывает автор героиню своей повести. Это навешивание на героиню убеждения, что красота и глупость - стойкое сочетание качеств. Автор случайно спалился и выдал неспособность признать собственную глупость. Это его проекция!
О чём бы ни писал автор, он всегда пишет о себе, но далеко не всегда может это осознать и признать. Человеческое сознание проективно по своей природе. Проецируют все! Но не все замечают проекции в своих текстах. Да и не надо!
Важно понимать, что фантазии и интерпретации находятся за пределами категорий "правда" и "неправда". Их просто нельзя оценивать по такому банальному принципу.
Почему писатели-фантасты пишут истинную правду?
Если с большой натяжкой предположить, что правда - это искренность и открытость автора, то способность писать правду не зависит от жанра. Можно быть искренним фантастом и неискренним историком-публицистом.
Талантливые фантасты изобретают миры и существ, но на самом деле они описывают себя в реальном мире. И чем искреннее они это делают, тем больше философских обобщений и пророчеств может найти в тексте читатель.
Вспомним "Завтрак на обочине" Стругацких - про Сталкера или "Солярис" Станислава Лема. Эти два фантастических произведения экранизировал Андрей Тарковский, режиссёр- богоискатель. В его фильмах всё вроде бы не про реальность, а на самом деле это личные исповеди автора.
И тогда получается, что глубинная правда - фрагменты бессознательной части личности творца.
Тогда почему фантастические тексты бывают скучными и неинтересными? Почему некоторые фантазии кажутся совершенно безжизненными? Потому что в них нет проекции личности автора. Они не рождены глубоко в сердце, не выношены, не выстраданы. Это похоже на замершую беременность, когда две клетки соединились, но не развились и не превратились в человеческую жизнь.
Что нужно автору, чтобы стать известным и популярным?
Ко мне в группу "Искусство сильных текстов" приходит много писателей, которые создают художественную прозу. Есть среди них и писатели-фантасты. Некоторые фантастические рассказы оставляют неизгладимое впечатление, их хочется перечитывать, они оставляют след в памяти. Редактирование таких текстов происходит на уровне деталей.
Иногда мне присылают на редактирование фантастику, с которой бессмысленно работать. Я никогда не говорю авторам, что это плохо, потому что любой писательский труд вызывает у меня огромное уважение. По большому счёту, плохих текстов в моей группе не бывает. Может, эти тексты не представляют литературной ценности, но они многое значат для самих авторов.
Когда я начинаю задавать авторам слабых фантастических произведений вопросы, обнаруживаю, что их личная жизнь наполнена множеством потрясающих событий.
"Почему ты не пишешь об этом?" - спрашиваю я. "Я не хочу рисковать. Это прочитают мои друзья, жена, мама. Они же сразу догадаются, что я пишу о себе! Будут разные вопросы, на которые я не хочу отвечать!"
Но если автор не готов быть искренним, не готов писать своей кровью и слезами, пусть не о себе, не всю свою подноготную, но вкладывать свою боль и радость в уста персонажей, талантливое полотно не получится.
Всё, что нужно автору - быть честным перед собой, перед Богом, перед миром. Но быть искренним - это самое сложное и самое опасное. Поэтому так мало талантливых писателей.
Залетайте в группу "Искусство сильных текстов", чтобы научиться писать сильные, искренние тексты. Талант - это 1% природных качеств и 99% труда. Если у вас есть целеустремлённость и готовность много писать, у вас всё получится!