Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Почему (и когда) необходимо менять фильтр АКПП? Разновидности фильтров для автоматических трансмиссий.

Многие водители знают о важности замены ATF, но, к сожалению, часто забывают о замене фильтров. В этой статье мы расскажем, почему важно своевременно заменять фильтры автоматической коробки передач, рассмотрим их типы и ознакомим вас с периодичностью замены оных.

АКПП — один из самых дорогих узлов в современном автомобиле. Автоматические трансмиссии состоят из большого количества электронных, механических и гидравлических элементов, работающих как единый тонко настроенный механизм.

В зависимости от модели автомобиля и правил эксплуатации, срок службы автоматической коробки может варьироваться в разных пределах. В ряде случаев гарантия на автомобиль заканчивается к тому моменту, когда АКПП выходит из строя, поэтому водителям приходится оплачивать ремонт коробки передач из своего кармана. Чтобы отсрочить момент выхода трансмиссии из строя, водителям не стоит забывать о первоочередном техническом обслуживании: замене ATF и фильтров АКПП.

Оригинальный комплект для замены ATF в АКПП Mercedes 725.0 9G-Tronic.
Оригинальный комплект для замены ATF в АКПП Mercedes 725.0 9G-Tronic.

Почему необходимо заменять фильтры автоматической коробки передач?

Жидкость для автоматических трансмиссий (ATF) не только смазывает нагруженные элементы трансмиссии, но и передаёт крутящий момент от двигателя к трансмиссии (через гидротрансформатор), а также переключает передачи, передавая ATF под давлением по каналам гидроблока (и не только). То есть, в современных автоматических трансмиссиях ATF выполняет множество функций, поэтому качество жидкости, циркулирующей внутри АКПП, имеет первостепенное значение. И здесь важную роль играют трансмиссионные фильтры.

Фильтрующие элементы устанавливаются в нескольких основных узлах автомобиля, в том числе и в автоматической коробке передач. По сути, основное назначение фильтров АКПП — очищать ATF от загрязнений (продуктов износа, грязи, примесей), которые могут нарушать работу автоматической коробки передач. В то же время, ATF должна свободно проходить через фильтр, одновременно с фильтрацией обеспечивая необходимую пропускную способность трансмиссии.

Однако с течением времени фильтр АКПП постепенно загрязняется и становится неспособным пропустить ATF в необходимом объёме и под нужным давлением. Последующие потери давления негативно сказываются на работе трансмиссии (пинки, удары, пробуксовки и т.д.). Эти проблемы приводят к ускоренному износу фрикционных дисков, соленоидов и других компонентов трансмиссии. Даже своевременная замена ATF (частичная или полная) без замены трансмиссионного фильтра не решает проблему.

С точки зрения износа автоматической трансмиссии езда на свежей ATF, но с забитым фильтром, не сильно отличается от езды на автомобиле со старой ATF. Поэтому регулярная замена ATF и фильтра поможет вам избежать вышеупомянутых проблем.

Фильтр с поддоном для 6-ступенчатых АКПП — ZF 6HP26/28.
Фильтр с поддоном для 6-ступенчатых АКПП — ZF 6HP26/28.

Классификация фильтров автоматических коробок передач

Существует несколько видов фильтров, которые устанавливаются на различные типы автоматических коробок передач. Фильтры АКПП различаются по способу крепления, по площади фильтрации и по фильтрующим материалам.

В зависимости от расположения все фильтры АКПП можно разделить на внутренние и внешние. Внешние фильтры располагаются на корпусе коробки передач и в большинстве случаев крепятся к нему с помощью резьбового соединения. Этот тип фильтров можно встретить на "старых" гидроавтоматах, а также на вариаторах CVT (фильтр тонкой очистки). По конструкции этот фильтр напоминает масляные фильтры, устанавливаемые на двигатели. В большинстве случаев его можно легко заменить на новый. Но, в то же время, такие фильтры имеют меньшую площадь фильтрации, поэтому они подвержены быстрому засорению (загрязнению) и потерям давления жидкости. В результате автоматическая коробка передач, оснащённая таким фильтром, преждевременно выходит из строя, если фильтр своевременно не заменить.

Фильтр комплект для трансмиссии Subaru Outback 05-09.
Фильтр комплект для трансмиссии Subaru Outback 05-09.

Именно поэтому производители придумали внутренние фильтры. Такие фильтры можно встретить на большинстве современных автоматических коробках передач. Внутренние фильтры имеют большую площадь фильтрации, чем их внешние аналоги, и у них значительно увеличен ресурс. В среднем цикл замены внутреннего фильтра составляет от 60 тысяч километров пробега до 100 тысяч или даже более.

Однако внутренние фильтры стоят дороже внешних, а заменить их гораздо сложнее, так как для того, чтобы добраться до внутреннего фильтра, придётся, как минимум, сначала снять поддон коробки передач (а то и вообще разобрать полкоробки).

Некоторые автомобили оснащены АКПП с двумя фильтрами (внутренним и внешним). В этом случае внешний фильтр следует заменять чаще. С одной стороны, такое решение позволяет добиться лучшей фильтрации ATF. Но, в то же время, повышается риск потери давления жидкости, если какой-либо из этих фильтров засорится продуктами износа из-за несвоевременного обслуживания.

Фильтр для АКПП AISIN 09G.
Фильтр для АКПП AISIN 09G.

Также следует обратить особое внимание на фильтрацию ATF, используемой в CVT. Жидкость для CVT-трансмиссий должна обладать дополнительными антипробуксовочными свойствами, "приклеивая" металл конусов (шкивов) к ремню/цепи трансмиссии и, тем самым, предотвращая их взаимное проскальзывание. Даже малейшее загрязнение масла CVT может привести к повреждению трансмиссии, поэтому CVT оснащаются дополнительными внешними фильтрами тонкой очистки.

Фильтры АКПП также могут иметь различный фильтрующий материал. Грубо говоря, их можно разделить на фильтры из металлической сетки, и бумажные (фетровые) фильтры, или фильтры с так называемой фетровой мембраной.

Чтобы продлить срок службы ATF и самого агрегата, современные автоматические трансмиссии оснащаются бумажными (фетровыми) фильтрами. Этот материал успешно справляется с загрязнениями различного размера. Но в то же время фетровые фильтры не так долговечны, как их металлические аналоги, и такой фильтр необходимо заменять на новый, как только он засорится, иначе ATF будет быстро загрязняться.

Фетровые фильтры могут иметь разное количество слоёв (один, два или даже три). Они способны задерживать не только мелкую фрикционную и металлическую пыль, но, что особенно важно, они не позволяют частицам клея изношенных фрикционов смешиваться с ATF. Это спасает клапаны и соленоиды гидроблока от залипания. Несмотря на многие преимущества многослойных фетровых фильтров, их конструкция создаёт дополнительное гидравлическое сопротивление потоку трансмиссионной жидкости, тем самым создавая препятствия для нормальной работы трансмиссионного агрегата при низких температурах.

Фильтр для DSG DQ-500.
Фильтр для DSG DQ-500.

Как часто необходимо заменять фильтры трансмиссии?

Периодичность замены фильтров зависит от типа трансмиссии, конструкции фильтра и ATF, используемой в конкретной трансмиссии. Необходимость замены фильтра вместе с заменой AFT определяется моделью трансмиссии, моделью фильтра, маркой ATF, состоянием ATF и фильтра. Информацию об интервалах замены фильтра трансмиссии иногда можно найти в руководствах по эксплуатации автомобилей. Но если Вы хотите продлить срок службы трансмиссионного агрегата, то необходимо своевременно заменять фильтр.

Показательно, что фирма ZF, начиная с серии своих трансмиссий 6HP**, интегрирует фильтр ATF с поддоном АКПП, который сделан одноразовым, тем самым снимая с владельца авто необходимость помнить о замене фильтра и делая его замену обязательной при каждой замене ATF.

Поддон АКПП ZF с интегрированным фильтром.
Поддон АКПП ZF с интегрированным фильтром.

Для металлических сетчатых фильтров необходимо сначала оценить его состояние, а затем принять решение о необходимости его очистки или замены на новый. Некоторые владельцы автомобилей с металлическими сетчатыми фильтрами трансмиссии придерживаются правила: заменять фильтр при каждой 2-й замене ATF. Интервалы замены металлических фильтров могут составлять от 30 до 100 тысяч километров и более.

При использовании фетровых фильтров крайне важно следить за состоянием ATF. Если жидкость загрязняется, значит, фильтр пора заменить независимо от пробега. На практике специалисты по ремонту АКПП рекомендуют заменять фильтры трансмиссии в современных автомобилях в среднем каждые 60-80 тысяч километров вместе с заменой ATF, либо каждую вторую её замену, если ATF меняется чаще.

Комплект для замены ATF в АКПП AISIN 09D.
Комплект для замены ATF в АКПП AISIN 09D.

Резюме

Владельцам автомобилей с автоматической коробкой передач необходимо помнить, что замена фильтра АКПП не менее важна, чем замена ATF. Поэтому во многих случаях эти процедуры выполняются одновременно. Планируя техническое обслуживание АКПП (в частности, замену фильтров), убедитесь, что специалисты по ремонту трансмиссий используют только высококачественные фильтрующие элементы и ATF, предназначенные для конкретной модели трансмиссии.

В идеале услуги по замене ATF и фильтра должны выполняться своевременно и с использованием оригинальных запчастей в специализированных сервисных центрах. Это гарантирует, что все работы будут выполнены в полном соответствии с техническими требованиями автопроизводителей. Грамотное техническое обслуживание обязательно продлит срок службы Вашей трансмиссии и позволит избежать лишних затрат на ремонт.

Обращайтесь к нам в ZFcenter за консультациями и за правильной заменой масла/фильтров в АКПП!

Оригинальный комплект для замены ATF фирмы ZF.
Оригинальный комплект для замены ATF фирмы ZF.

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации! Мы стараемся для Вас!

Если Вам необходима дополнительная информация об устройстве и эксплуатации автоматических трансмиссий, то рекомендуем ознакомиться с нашим техническим блогом на Drive2 ТУТ.

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/

С некоторыми примерами ремонтов АКПП, в.т.ч. из других регионов и городов Вы можете ознакомиться ТУТ.

С нами Вы всегда получаете максимально честное отношение и высокое качество услуг, которое является результатом многолетнего опыта!

Не путайте ZFcenter с другими компаниями, название которых тоже начинается на ZF!
Не путайте ZFcenter с другими компаниями, название которых тоже начинается на ZF!