Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Какая книга Библии самая жестокая

Оглавление

Христиане верят, что Новый Завет морально превосходит Ветхий Завет, и что новозаветный Бог гораздо добрее. Действительно, мы видим в евангелиях и посланиях апостолов слова о любви, милосердии, всепрощении, второй щеке и ненасилии. Однако есть книга, которая перечеркивает миролюбивое повествование - последняя книга Нового Завета "Откровение Иоанна Богослова", или "Апокалипсис".

Откровение Иоанна
Откровение Иоанна

Начнем с самых первых глав. Во второй главе книги описывается сюжет, как Иисус Христос, имея пламенные очи, обращается к церкви в Фиатире и угрожает пророчице по имени Иезавель. Он говорит, что убьет ее детей:

"Я знаю, что твои последние дела более велики, чем первые. Тем не менее вот что Я скажу против тебя: ты терпишь женщину по имени Иезавель, которая называет себя пророчицей. Она своим учением вводит в заблуждение Моих слуг и толкает их к тому, чтобы они занимались развратом и ели пищу, принесенную в жертву идолам. Я дал ей время покаяться, но она не хочет раскаяться в своем разврате. Поэтому Я брошу ее на ложе, а тех, кто с ней занимается развратом, ввергну в великую скорбь, если не раскаются в том, что пошли её путем. Я поражу ее детей смертью, и все церкви узнают, что Я испытываю сердца и мысли человека, и каждый из вас получит по своим делам". (Откровение 2:19-23)

Текст напоминает ветхозаветное повествование, где бог Яхве не щадит своих врагов и наказывает их потомков за грехи родителей. Здесь происходит то же самое. Более того, Иисус Христос говорит, что бросит Иезавель на ложе, что скорее всего означает акт насилия мужчины над женщиной. Дальше Христос собирается убить ее детей.

Иисус в Откровении Иоанна сильно отличается от Иисуса, о котором мы читаем в других новозаветных книгах. Там он действует сравнительно мирно и призывает прощать своих врагов. Но в Откровении Иисус предстает тем же ветхозаветным божеством, способным уничтожить всех нечестивых.

-2

Интересно, что автор "Откровения" злится на Иезавель за ее прелюбодейства и поедание идоложертвенного. Возможно, эта женщина ничем подобным не занималась, но лишь проповедовала евангелие среди язычников, разделяя с ними трапезу и поедая мясо, которое в иудейской традиции считалось идоложертвенным. Отсюда Иезавель судят за любодеяние и идолопоклонство.

Толкователи Библии интерпретируют сюжет с пророчицей Иезавель иначе. Они пишут, что Иисус поразит Иезавель хворью, из-за чего она ляжет в постель, а ее дети - это не биологические сыновья и дочери, а последовали, которых она успела обратить в свою "ересь". Однако это странная интерпретация, потому что в 22 стихе уже сказано о наказании тех, кто последовал за пророчицей.

Иисус повелевает убивать

В шестой главе Агнец (образ Иисуса Христа) последовательно открывает семь печатей. После открытия второй печати Иисус дал всаднику на рыжем коне власть лишить землю мира, чтобы люди начали друг друга убивать:

"И вышел другой конь, огненно-рыжий. На нём сидел вооруженный длинным мечом всадник, которому была дана власть лишить землю мира, чтобы люди на ней убивали друг друга". (Откровение 6:3-4)
Четыре всадника Апокалипсиса
Четыре всадника Апокалипсиса

Иисус мучает людей

В девятой главе Иисус превзошел свой ветхозаветный аналог, потому что он не просто убивает или приказывает убить, но мучает своих врагов:

"Из дыма вышла на землю саранча, которой дана была власть, какую имеют на земле скорпионы. Ей было запрещено причинять вред земной траве, любым зеленым растениям и любому дереву, но она могла вредить тем людям, у которых на лбу не было печати Бога. Саранче не было разрешено убивать их, а только мучить пять месяцев. И люди мучились от боли, которая была как от укусов скорпиона. В те дни люди будут искать смерти и не смогут её найти, они захотят умереть, но сама смерть убежит от них". (Откровение 9:3-6)

Толкователь Библии Александр Лопухин подтверждает, что саранча - орудие Бога:

"Как указание на то, что как сама саранча, так и бедствия, причиненные ею, суть орудия казни в руках Божиих, служит то замечание, что мучения от ужаления хотя и невыносимы, но не смертельны".
Образ саранчи из Откровения Иоанна
Образ саранчи из Откровения Иоанна

Иисус убивает треть населения мира

В 15 стихе той же главы сказано об ангелах, которых Иисус приготовил для последних времен, а также про миллионное войско всадников, которые будут убивать людей жестокой смертью:

"И четыре ангела, которые были приготовлены для этого часа, дня, месяца и года, были освобождены, чтобы погубить третью часть человечества. Конное войско насчитывало двести миллионов всадников: я слышал их число... Этими тремя губительными силами — огнем, дымом и серой, выходившими из их пастей, была погублена третья часть людей". (Откровение 9:15-16, 18)

Лопухин по этому случаю пишет:

Злые ангелы будут освобождены тогда, в тот именно час дня, месяца и года, в который это освобождение назначено по Бож. предопределению.
-5

Насилие со стороны христиан

Кто-то скажет, что Бог как судья может вершить правосудие, и только у него есть эта власть. Однако в 18 главе книги Откровения мы видим иную картину. Там Иисус Христос дает разрешение христианам Рима (Рим назван Вавилоном) отплатить римлянам горем и страданием.

"Он произнес могучим голосом: «Пала, пала великая блудница Вавилон и стала жилищем демонов, пристанищем для всякого нечистого духа и всякой нечистой и мерзкой птицы...» Затем я услышал с небес ещё один голос. Он сказал: «Выйди из неё, народ Мой, чтобы тебе не участвовать в ее грехах и не подвергнуться ее наказанию, потому что ее грехи поднялись уже до небес, и Бог помнит ее преступления. Сделайте ей то же, что она сделала другим, и отплатите ей вдвойне за её дела. В той самой чаше, в которой она готовила свое вино, приготовьте ей напиток двойной крепости. Доставьте ей столько горя и страданий, сколько она позволяла себе славы и роскоши, потому что она хвалится в своем сердце: "Я не какая-нибудь вдова! Я сижу как царица! Я никогда не буду скорбеть!" (Откровение 18:2-7)

Это перекликается с действиями народа Израиля, когда Бог разрешил им истребить жителей Ханаана - детей, женщин и мужчин.

В отличие от ветхозаветных повествований, Бог в Откровении Иоанна действует жестоко и с особым пристрастием, наблюдая за мучениями грешников. Поэтому я считаю данную книгу самой жестокой в Библии.

Разумеется, это не все цитаты со сценами божественного насилия. Но если интересно, могу написать продолжение.

⚡ Бонусные статьи на Boosty и поддержка автора.

⚡ Задать вопрос автору и следить за новыми публикациями (+религиоведческие мемы) - в моем телеграме.