Комплимент – это такое высказывание, после которого человеку становится приятно. Также это важнейший инструмент влияния в коммуникативном процессе и признак вашего эмоционального интеллекта.
Своим покупателям (да и не только им), надо уметь делать комплименты. Мы их не делаем, потому что боимся ляпнуть чушь, и вызвать недоумение у собеседника.
Так как же их делать правильно? Есть несколько правил, которые помогут добиться положительного эффекта.
1. Есть такое понятие как «полетарность комплимента». Оно означает, что комплимент надо уметь делать буквально на выдохе. Увидел человека – практически мгновенно сделал комплимент. «Мгновенно» - это в первые тридцать секунд общения, не позже.
2. Комплимент должен быть искренним. Не делайте комплименты в раздражённом или подавленном эмоциональном состоянии. Лучше промолчите. Иначе комплимент будет напоминать хвойный дезодорант в туалетной комнате.
3. Комплимент должен быть коротким. Не надо вкладывать в один комплимент несколько опций. Комплимент – это как аргумент при презентации товара. Не надо их вываливать все сразу.
4. Не надо с комплиментом использовать связку «сегодня». – Сегодня вы выглядите хорошо! – Да, а что вчера – плохо? Хотя если вы и сделали подобный ляп, то его можно обыграть быстрым дополнением фразы: … впрочем, как и всегда.
5. Лучший комплимент человеку бизнеса - это комплимент о его бизнесе.
6. Комплименты надо уметь не только делать, но и принимать. Если вам сделали комплимент, например: хорошо выглядите! То не надо сразу по инерции отвечать взаимностью: спасибо, вы тоже! Просто поблагодарите собеседника. Когда будет возможность, ответите взаимностью.
7. Комплименты делаются через близкое окружение человека - детей, жену/мужа; обстановку /вещи: офис, дом, квартиру, автомобиль, офисных сотрудников (особенно, в том случае если человек стоящий напротив вас – Себастьян Перейро:)).
8. Слабые комплименты делаются через внешние признаки человека. То есть, через то, что лежит на поверхности и видно всем. Например: у вас красивое платье!
9. Сильные комплименты получаются, когда оцениваются внутренние качества человека или его профессионализм.
10. Комплимент можно сделать даже на негативном восприятии человека. Например, властному человеку можно сказать: видя вас можно сразу понять, что у вас всё под контролем! Эмоционально несдержанному или раздражённому оппоненту, можно объявить: в вас столько энергии!
Сила комплимента. Случай из личной практики.
Комплимент вызывает эмоцию. Очень сильную. Настолько сильную, что переоценить её невозможно.
В 1999 году, 15 ноября, где-то в 16.00 - я, работая Key Account Manager в компании «Вимм-Билль-Данн» (ту, что позже купила «Пепсико»), зашёл по работе в один из основных супермаркетов города «Садко», тот, что позже стал одной из точек сети «Холлидей».
Это был понедельник. Погода готовилась к зиме, но было ещё тепло и снег не выпал.
Днём же ранее, в воскресенье, я был в магазине, где купил себе чёрное кашемировое пальто. Деньги же на него я получил в пятницу, в кассе компании, так как это был день зарплаты, а кассирша Людочка, которая мне их выдавала, была отчего-то злющей.
В магазине «Садко» я записывал остатки товара и фиксировал соблюдение правил выкладки ассортимента.
Стою, работаю, и тут ко мне подходит товаровед Вера (фамилию помню, но называть не буду), остановилась, задумалась, а потом произнесла, глядя на меня в упор то, что я никак не предполагал услышать: - ты сегодня такой красивый….
Комплимент был сомнительным по двум причинам. Во-первых – мужчинам не принято говорить, что они красивые (хотя в случае со мной это чистейшая, правда, просто по причине природной скромности я этого никогда вслух не признавал). Вторая – в комплименте присутствовала связка «сегодня», которая напрямую говорила, что дело не во мне лично, а в моём пальто. То есть, стоит его только снять…останется один только рядовой конь, или того хуже – облезлый пони.
Но всё же…
Тысячи лиц прошли передо мной за 23 года, прошедшие с того случая, но я до сих пор помню лицо товароведа супермаркета Садко. Отчётливо помню. Помню множество деталей той ситуации, в которых прозвучал комплимент, и которые предшествовали ему (особенно помню злющую кассиршу Людочку). Кстати, надо сказать, Вера была, очень красивой девушкой (а сейчас, она, без сомнения красивая женщина).
Вера была красивой? Или я так себе её выдумал?
Вывод: человек запоминает не умное. Человек запоминает эмоциональное. Так что если хотите запомниться, делайте комплименты...
Нет, не так...
Если хотите запомниться красивыми - делайте комплименты!