Найти в Дзене
История в Моменте

Где было больше всего предателей в Великую Отечественную войну?

Когда началась Вторая Мировая война и нацистская Германия захватила большинство стран Европы, а затем, после июня 1941 года, и часть территории Советского Союза, попавшее под оккупацию население в разных местах отнеслось к этому факту по-разному. Большая часть не приняла ее, наиболее пассионарные представители ушли в движение Сопротивления и партизанское отряды, но нашлись и люди, которые с первых дней начали в разных формах сотрудничать с фашистами. Количество таких людей в разных местах тоже было разным, в некоторых регионах земля буквально горела под ногами захватчиков, но кое-где коллаборационизм зацвел пышным цветом. Где же именно? Коллаборационизм в Европе Для оценки тех мест, где было больше всего сотрудничавших с гитлеровцами лиц, историки разработали т.н. «индекс интенсивности коллаборационизма». Он высчитывается методом выборки приблизительного (по понятным причинам точно подсчитать крайне сложно) количества предателей, приходящихся на 10 тысяч человек населения. И вот что вы
Оглавление

Когда началась Вторая Мировая война и нацистская Германия захватила большинство стран Европы, а затем, после июня 1941 года, и часть территории Советского Союза, попавшее под оккупацию население в разных местах отнеслось к этому факту по-разному. Большая часть не приняла ее, наиболее пассионарные представители ушли в движение Сопротивления и партизанское отряды, но нашлись и люди, которые с первых дней начали в разных формах сотрудничать с фашистами. Количество таких людей в разных местах тоже было разным, в некоторых регионах земля буквально горела под ногами захватчиков, но кое-где коллаборационизм зацвел пышным цветом. Где же именно?

Коллаборационизм в Европе

Для оценки тех мест, где было больше всего сотрудничавших с гитлеровцами лиц, историки разработали т.н. «индекс интенсивности коллаборационизма». Он высчитывается методом выборки приблизительного (по понятным причинам точно подсчитать крайне сложно) количества предателей, приходящихся на 10 тысяч человек населения. И вот что выяснилось - в странах Европы, как западной, так и Восточной, среднее значение такого индекса находится в диапазоне 50-80 человек. Например, во Франции он составил 53,3 человека, хотя граждане этой страны служили в Вермахте и даже в войсках СС.тем не менее большинство французов, хотя и не слишком активно сопротивляются оккупации, все же не воспринимают ее положительно.

Париж во время немецкой оккупации

Но в Бельгии и Нидерландах эта цифра была намного выше – в пределах 200-250 человек. Этому не следует удивляться, поскольку немцы считали голландцев и фламандцев почти равными себе, а культурно и лингвистически они практически не отличались. Неудивительно, что их приняли на службу без каких-либо проблем, и они пошли на это очень охотно. Но рекорд европейского сотрудничества был установлен Люксембургом – в этой маленькой стране индекс достиг 526 человек на 10 000 жителей. Что также не должно вызывать удивления, поскольку люксембуржцы на самом деле такие же немцы, поэтому, с их точки зрения, они не предали свое герцогство, а просто служили новому великому и единому Германскому Рейху.

-2

Пропагандистский плакат дивизии СС «Недерланд»

Что же касается Советского Союза, здесь усредненный индекс коллаборационизма составил 142.8 человек. На первый взгляд это вроде бы очень много, но здесь следует отметить, что в значительный вклад в показатель внесли отдельные территории, поставившие рекорды коллаборационизма даже в сравнении с Люксембургом. И именно они дали основную массу поступивших на службу врагу предателей.

Коллаборационизм в СССР

Мы говорим в основном о странах Балтии и Западной Украине, особенно о выдающихся сотрудниках. Рекорды здесь поставили Эстония и Латвия, которые с полным правом можно назвать рассадниками пособников нацистов. В Латвии предателями оказались 738.2 человека, а в Эстонии и того больше-884.9 человека. То есть на порядок выше, чем в среднем по Европе.

-3

Так Рига приветствовала немецких солдат в июле 1941 года

Еще в плане коллаборационизма отличились крымские татары – из 218 тысяч проживавших в то время на территории Крыма, десятая часть служила в подчиняющихся немцам национальных вооруженных формированиях. То есть, на 10 тысяч населения приходилось около 1000 предателей.

А вот с Украиной дело обстоит гораздо интересней – разница по этому индексу между разными ее частями очень большая. Если на территории Восточной Украины количество предателей практически равнялось таковому на оккупированной части РСФСР – чуть больше 40 человек, то вот Западная Украина дала почти в 18 раз больший показатель – около 700 человек. Причем, если брать одну лишь Галичину (три современных области Украины – Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская), здесь все будет еще хуже.

-4

Так жители Львова встречали немецких солдат в конце июня 1941 г

А после войны именно в Прибалтике и на Западной Украине потребовалось еще много лет для борьбы с пронацистским подпольем. В общем, разобраться в этом удалось в середине 1950-х, но отдельные случаи бандитизма были зафиксированы и за десятилетие-например, в Прибалтике последний «лесной брат» был убит только в марте 1965 года. Борьба с коллаборационистами унесла жизни около 25 миллионов военнослужащих, сотрудников полиции и органов государственной безопасности. Но, к сожалению, дело не было доведено до логического конца.