Взрослые и дети любят загадывать желания под бой курантов в новогоднюю ночь или, задувая свечи на торте, в день рождения. У кого-то получается сделать это мгновенно, а кому-то надо подумать.
Непростая задача всё-таки. Загадаешь красный Ламборгини и получишь в подарок брелок с его миниверсией.
Вывод первый: желания надо загадывать правильно!
Многие из нас сдают отчеты о проделанной работе за месяц, полугодие, квартал или год. Руководство требует не только просчитать количественные показатели, но и проанализировать их динамику, найти причины сбоев, выстроить план мероприятий на следующий период с учетом полученных данных.
Скука смертная! Но в этом противном деле есть отличная идея: невозможно двигаться вперед, не проанализировав сделанное.
А вы подводите итоги уходящего года? Задаете себе вопросы:
Что нового я узнал (приобрел, осознал, освоил) в этом году?
Какие важные события произошли в уходящем году? Как они на меня повлияли?
Каковы мои достижения в этом году? Что не получилось и почему?
Вывод второй: только задумавшись о прожитом и прочувствованном, можно о чем-то мечтать и ставить новые цели.
Вот я и подумала, а как научить ребенка подводить итоги года и загадывать желания. Как дать ему возможность увидеть наглядно, какой он молодец, как много он видел, делал, достиг, а сколько интересного его ждет впереди. Как ему понять свои желания и мечты.
Вот эта вот фраза от родителей: «Да он ничего не хочет!» - в последнее время часто звучит на консультациях.
Что касается маленьких дошкольников, то здесь всё достаточно просто. Сначала мамы покупают альбомы «Мой ребенок», где отмечают его первые шаги, первые зубки, первые слова, первые эмоции.
Ребенок пошел в детский сад, можно собирать в течение года все его достижения в альбом или папку: рисунки, аппликации, фото с поделками. Не забывайте пересматривать их перед встречей нового года. Начал ходить в спортивную секцию, появляются грамоты, дипломы, кубки и медали.
А под новый год оформляйте настенную газету «Мы в 2023 году!», приклеивайте на нее фотографии с яркими эмоциями, новыми событиями, совместными делами. Вспоминайте все вместе те удивительные минуты радости, гордости и счастья. Всей семьей на лыжах, кормим кроликов, экскурсия в планетарий, совместный поход на пикник, спектакль в театре...
А что предложить школьнику?
Можно остановиться на газете или альбоме, а можно приучать его к более сложному способу анализа.
О том, как мне удалось соединить историю с адвент-календарем и подведением итогов года для школьника 10 лет, читайте дальше.
Позволю себе небольшое отступление. Честно признаюсь, что не люблю повторяться, поэтому изначально решила, что второй год подряд не буду делать адвент-календарь для дочки. Но по ее поведению поняла, что она ждала этого события.
1 декабря сама украсила комнату самодельными разноцветными флажками, достала из коробки с игрушками и повесила на дверь новогодний венок, на письменный стол выставила леденцы из синельной проволоки и стеклянный шар.
На улице выпало огромное количество снега, и она успела измерить сугробы, выкопать ямы, покататься с горки, но при этом регулярно сообщала, что совсем не чувствуется приближение нового года.
Может быть, украсим окна? А когда будем елку наряжать? Что-то глинтвейна захотелось! А в магазине ты не видела смесь для имбирных пряников? Всё это было в прошлогодних заданиях адвент-календаря.
Пришлось пофантазировать и сделать ей адвент-календарь хотя бы на оставшиеся до Нового года 10 дней.
Изюминкой я решила сделать задания. Раньше я предлагала ей приготовить фруктовый салат, нарисовать тематические рисунки, посмотреть новогодние мультфильмы, смастерить подарки для родственников. Всем этим она периодически занимается и без моих подсказок, поэтому пришло время поэкспериментировать и подвести итоги по-взрослому!
Внешне адвент-календарь выглядит так: на планшет для рисования (его можно заменить обычным листом ватмана) я прикрепила два листа А2, затонировала их красками, украсила новогодними бусами, приобретенными в «Перекрестке», и приклеила с помощью двустороннего скотча конверты по количеству дней. Конверты из крафтовой бумаги будут смотреться еще атмосфернее.
Накануне распечатала новогодние рисунки из интернета и раскрасила их художественными маркерами. Приклеила изображения на конверты, прописала даты, украсила оставшиеся места разноцветными снежинками и снежками.
Внутреннее наполнение: наклейки, декоративные скотчи, настольный календарь, сладости. А самое главное, задания.
Записка 1
В конце года принято подводить итоги. Открой свой личный дневник, подпиши страничку «Мои путешествия» и запиши в столбик все города, в которых ты побывала в этом году.
Комментарий: в процессе обсуждения первого задания решили написать названия городов одновременно и сравнить, совпадет ли их количество. Потом я предложила ей выбрать из этого списка 3 топ - города, которые ей больше всего понравились, и задала вопрос: «Почему именно эти города?». Не сразу она смогла объяснить свой выбор, но после моих рассуждений, на примере других городов и моих аргументов, она справилась и даже записала в дневник свои мысли, не повторяя за мной.
Обсудите с ребенком, в какие места он хотел бы вернуться (и почему?), в какие новые города ему хотелось бы съездить, и почему выбор пал именно на них.
Поверьте, вы получите наслаждение от разговора с подрастающим поколением, узнаете много интересного о своем ребенке.
Приведу примеры ответов для ориентира: «Казань поставлю на первое место, потому что добирались туда не самолетом, а на электричке. Помнишь, как учились решать примеры столбиком и склонять существительные по падежам, когда ехали. Обнинск выберу, потому что это - мой город, я там родилась, у меня там друзья. Хочу еще раз в Дубай, чтобы в аквапарке прокатиться на водных горках, на которые меня не пустили в прошлый раз из-за маленького роста. Хочу в Питер, мы там не были, чтобы увидеть белые ночи и разводные мосты».
Записка 2
С путешествиями ты разобралась, теперь тебе предстоит вспомнить все встречи со знакомыми и друзьями, которые были приятными, теплыми, долгожданными. Открой следующую страничку в дневнике и назови ее «Приятные встречи!». Пусть воспоминания о них доставят тебе удовольствие!
Комментарий: здесь также можно после перечисления отметить, самую яркую или неожиданную встречу. Поговорить о том, какую встречу хотелось бы повторить. Почему именно она запомнилась больше всего? Какие чувства ты испытывал в тот момент? Делайте акцент на прожитые эмоции ребенка: когда волновалась, чему удивилась, почему было грустно прощаться. А с кем бы ты хотел встретиться в будущем году? Возможно, ребенок назовет своих кумиров, блогеров, любимых исполнителей или первого учителя.
Записка 3
Каждый день наполнен всевозможными событиями. Вспомни, какие из них тебя порадовали или удивили, запиши их в свой дневник, назвав страничку «Удивительные события!». Например, в Кисловодске мы катались на лошадях по горам или в гостях у бабушки проехались по променаду вдоль моря на арендованных велосипедах. Приятных тебе воспоминаний!
Некоторые спросят: «Зачем это всё надо?». С удовольствием отвечу: школьникам кажется, что вся их жизнь крутится вокруг школы (уроки, домашние задания, выставки, поделки) и совсем нет времени на что-то интересное. Подобная работа наглядно убедит ребенка, что в его жизни есть не только учеба.
Записка 4
За этот год у тебя накопилось много достижений, собери из них коллекцию. Вспомни, какими достижениями ты особенно горда. Назови страничку в дневнике «Моя копилка успехов и достижений!» и запиши их. Помни: это не только участие в конкурсах и олимпиадах, это может быть и посещение скалодрома или приготовление блинов, яичницы, чтение книг.
Записка 5
В декабре прошлого года ты написала себе письмо в будущее. Перечитай его и проанализируй, что из него реализовалось, а что не получилось или забылось. Пришло время написать новое послание себе, чтобы прочитать его перед следующим новым годом. Действуй!
Записка 6
Возьми телефон, открой галерею и отбери фотографии, которые тебе хочется распечатать. Напечатай их в фотосалоне и вклей в дневник. Назови страничку «Мой мир!»
Записка 7
Сегодня я предлагаю подумать о своих желаниях и мечтах. Есть вещи, которые от тебя не зависят, а есть такие мечты, которые сбываются, потому что ты прикладываешь максимум усилий. Подумай, чего тебе хочется, о чем ты мечтаешь. Назови страничку в дневнике «Мои желания и мечты» и запиши их, чтобы со временем они обязательно исполнились.
Записка 8
Следующую страничку в дневнике предлагаю назвать «Мои качества, которые помогают мне добиваться цели». Подумай и запиши в столбик, какие личностные качества тебе помогают справляться с поставленными целями и преградами.
Записка 9
Сегодня в дневнике появится еще одна страничка, которую назови «Благодарности». Напиши, кому из окружающих тебя людей ты благодарна за помощь, эмоции, подарки… Не забудь сказать слова благодарности самой себе!
Записка 10
Сегодня ночью мы будем встречать Новый 2024 год. Желаю тебе в грядущем году искренней радости, незабываемых встреч, новых путешествий, приятных событий, исполнения желаний. Я очень люблю тебя! Будь счастлива! У тебя все обязательно получится!
Про то, каким получился адвент-календарь своими руками в прошлом году, смотрите здесь:
Если интересно, справился ли ребенок с подобными заданиями, пишите в комментариях, после нового года поделюсь своими наблюдениями.
Сознательно не включала задания, которые были бы направлены на анализ неприятных эмоций, неудач и печальных событий, по двум причинам.
Первая, подобная работа должна закрепить у ребенка позитивные воспоминания, оптимистичный взгляд на мир вокруг. Вторая, необходимо двигаться от простого к сложному.
Если всё пройдет, как задумано, обязательно в следующем году добавлю и анализ того, что не удавалось.
С вами была педагог-психолог Елена Резепина. До скорой встречи!