Третий день нашего путешествия мы запланировали провести в долине Мырды. Для этого нужно было от ледника Гвандра перевалить через хребет в соседнюю долину. Этот путь мы проделывали прошлым летом за два дня с ночевкой высоко в горах. Но на этот раз у нас были другие планы без штурма крутых сыпучих перевалов под тяжелыми рюкзаками.
Первые четыре части смотрите здесь:
Долина Гондарай
Еще долина Гондарай
Водопад Чертова мельница
Ледник Гвандра
Поэтому из долины в долину мы переехали на уазике через аул Хурзук и пограничный пост, где у нас проверили паспорта и пропуска, уже поздним вечером в полной темноте. Палатки поставили на берегу реки Узункол рядом с местом, где сливаются реки Мырды и Кичкинекол. На рассвете отправились в путь.
В этой долине я был уже в третий раз. Нет, не надоела и не приелась. Тем более в золотую осень я Мырды еще не видел. Хотелось посмотреть эти места в осеннем наряде.
Для начала маленькая экскурсия в историю названия долины.
Почему долину водопадов назвали болотом?
Мырды - такое непривычное для русского слуха название в переводе с карачаевского означает «болото». Совсем никакой романтики. Болото, да еще в горах. Этого не хватало! Но, подходя к долине, мы все больше очаровывались ее красотой.
Вокруг росли березы и сосны, будто оказались в среднерусском лесу. На огромных валунах, покрытых мхом, краснели и чернели ягоды брусники, черники и вороники (водяники). А из-за нагромождений камней плавно вытекала река. Правда на этот раз она была не полноводной и не молочно белой, как летом и в сентябре. Все же октябрь здесь уже почти зимний месяц, когда идет снег и по ночам почти всегда заморозки. Снег и лед уже почти не тают. Поэтому речка заметно обмелела и стала прозрачной.
Наконец, тропинка уперлась в огромные валуны. Перелезть через них нам помогли заботливо устроенные деревянные мостки, прилаженные на камнях. Когда мы перебрались через это препятствие, взору открылась красивая ровная долина в обрамлении высоких гор. Собственно здесь и раскрылась загадка названия Мырды.
Дело в том, что когда-то давно в этой долине было прекрасное горное озеро, в которое со всех сторон долины каскадами свергались с большой высоты десятки больших и малых водопадов. Представляете, какая здесь тогда была красота?!
Но со временем ледники, лежавшие на горах, растаяли. Возможно, и выпускник размыло. В результате озеро пересохло. Точнее оно превратилось в болото с высокой и сочной травой. Весной и в начале лета, когда полноводные ручьи несут много воды, эта долина и сейчас представляет из себя болото. На картах она и обозначена соответствующей штриховкой. Пройти вглубь нее можно только по тропе, проложенной у подножья гор.
В конце лета и осенью лишняя вода пересыхает, и долина превращается в прекрасное пастбище, на котором пасутся лошади и коровы. Водопады же остались, и по-прежнему украшают долину своими каскадами. Я насчитал их с десяток. Почему-то на многих картах они не обозначены. Есть только на топографических и то не все. Да на карте ОSM нанесены три водопада. Названия их также неизвестны.
Сами водопадные ручьи вытекают из озер и снежников, расположенных выше в горах. А здешние вершины достаточно высоки и насчитывают под 4 тысячи метров. Там же, в малодоступных местах, где люди бывают не часто, ходят стада туров и медведи.
Нам хотелось прогуляться по долине и дойти до ледника Мырды.
Вдали пока виднелась гора Пирамида строгой геометрической формы и высотой 3658 метров. У пастушьего домика и загона для скота по бревенчатому мостику мы перешли Мырды и ступили на дно бывшего озера. Плоская долина была покрыта густой травой, через которую петляла хорошо набитая тропа. Она привела нас к каменистому горному склону.
Ручьи, стекавшие с гор водопадами, были кристально чистыми. Но иногда попадались родники, окрашенные в бурый цвет ржавого железа. Эта вода явно проходила в глубине земли через залежи металлических руд. Кстати эта природная ржавчина окрасила камни в русле реки Мырды ниже по течению. Стойкий такой природный краситель.
Перепрыгивая через многочисленные ручьи и потоки, мы двигались все дальше по долине.
Плоское дно бывшего озера скоро сменилось скоплениями больших и маленьких камней, и целых глыб, размером с дом, скатившихся с горных утесов. Одна из них напоминала голову барана. В долине появились многочисленные березки. Только стояли они здесь не стройными красавицами, а по большей части полулежали на земле. Такой их вид свидетельствовал о суровых условиях горной зимы, когда снежные лавины скатывались с вершин и надолго накрывали своим прессом хрупкие деревца. Среди березок на вольных лугах паслись лошади и коровы. Животным было здесь раздольно – травы и воды предостаточно.
Скоро вершина Пирамиды скрылась из глаз, а из-за поворота медленно «выплывала» громада Кирпича. Так называется одна из вершин здешней долины, формой напоминающей лежащий вертикально кирпич и устремившаяся ввысь на 3750 метров. А слева, сразу за горой Кирпич, показалась изящная многоярусная башня почти четырехтысячной вершины Далар.
Еще немного и с поверхности долины исчезли громадные валуны. Все пространство было заполнено белыми небольшими камнями – ледниковой мореной. Именно здесь когда-то лежал ледник Мырды.
По бокам хорошо был виден ригель – вал горной породы, образованный движущимся ледником. По нему можно представить себе его былой размер. Когда-то ледник был просто огромным и заполнял своей массой большую часть долины. В наши дни ледник остался лишь на самом перевале Мырды и у подножья гор Кирпич и Далар.
Главный приз Мырды
Главным призом путешествия по долине Мырды является самый большой водопад, который находится в глубине долины. Он падает с ледника Мырды, лежащего у подножья горы Мырды (высота 3428м). Как ни странно, на картах он не обозначен и в списках местных достопримечательностей не значится. Возможно, топографические карты составлялись в то время, когда на месте этого водопада лежал еще ледник.
На этот раз мы не полезли на верхнюю стоянку, которая называется "ночевка Мырды" с хорошим обзором на ледник, а пошли по руслу реки Мырды, чтобы подойти к водопаду снизу.
В этот день водопад падал не мощным молочным потоком, а скакал по отшлифованным ледником скалам красивыми каскадами и снопами брызг. Вода была на удивление прозрачной.
В сентябре 2020 года мы уже любовались этим водопадом. Он выглядел иначе. Тогда водопад падал мощным белым потоком, так как пора была жаркая и все таяло. Вспомним, как это было:
Чтобы подойти ближе к леднику мы свернули правее на тропу, которая поднималась все выше по горному склону. Отсюда с высоты птичьего полета открывался великолепный вид на долину Мырды. А слева, сразу за горой Кирпич, красовалась многоярусная башня четырехтысячной вершины Далар. На скалах вдоль тропы встречались памятные таблички в честь альпинистов, погибших в этих местах.
Еще немного, и мы выбрались на ровную площадку, возвышавшуюся над долиной. Отсюда были прекрасно видны ледник Мырды и одноименная река, которая стремительным потоком устремлялась вниз роскошным белым водопадом. Снопы белых брызг, искрясь на солнце, отскакивали от белых, отшлифованных ледником скал, и падали каскадами в зияющую бездну. Невольно замираешь от этой величественной красоты природы, сердце наполняется радостью и покоем от созерцания гармонии горных вершин, льда, бурлящей воды и яркого солнца.
Наградой за долгий нелегкий путь нам послужила приятная находка. Среди камней мы обнаружили заросли малины, увешанной крупными ароматными ягодами. Как же приятно было уплетать этот вкусный подарок природы!
Ну а в октябре 2023 года внизу долины под водопадом мы уплетали не мене вкусные ягоды черники. Малина к тому времени почти отошла.
Через долину Мырды проходят многочисленные туристические и альпинистские маршруты. Кто-то идет к высокогорным озерам Мырды, вершинам Джалпакол и Актур, кто-то переваливает через перевалы к леднику Гвандра или долине Джалпакол. Альпинисты же отсюда штурмуют Далар, Кирпич и Трапецию.
Возвращаясь из Мырды, я задержался у родника на самом выходе из долины. Березовая рощица в золотом наряде кружила хоровод у ручья. Падали листья, ветер шумел в нарядных ветвях, несла свои стремительные воды река. Здесь царствовала золотая осень.
Продолжение путешествия в золотую осень следует
Сергей Шептун