Найти в Дзене
Cheslav

"Первые моторы России" на ВДНХ

Недавно, в марте 2023г, на ВДНХ, в павильоне 54 открылась постоянно действующая выставка "Первые моторы России". Она является частью расположенного в соседнем павильоне музея Гаража особого назначения (который тоже чрезвычайно интересен). Здесь представлены автомобили и мотоциклы, ездившие по дорогам нашей страны в начале 20-го века. Все экспонаты - подлинные, не реплики (разумеется, прошедшие реставрацию). Большинство из коллекции Политехнического музея. Оформление зала сделано по мотивам IV Международной автомобильной выставки 1913г. Пойдем смотреть. Русская транскрипция иностранных марок будет приведена так, как она писалась в то время. 1. Stoewer ("Стевер"), Германия, 1899г
модель Grosse Stoewerwagen, 4-местный вариант.
двигатель 2.1 л, 2 цилиндра, 6.5 л.с.; 17 км/ч.
Фирма Stoewer начинала со швейных машинок, с 1898г стала производить автомобили. В России с 1905г, к 1913г стала одной из самых популярных. 2. De Dion-Bouton ("Дион-Бутон"), Франция, 1899г
По терминологии того времени

Недавно, в марте 2023г, на ВДНХ, в павильоне 54 открылась постоянно действующая выставка "Первые моторы России". Она является частью расположенного в соседнем павильоне музея Гаража особого назначения (который тоже чрезвычайно интересен). Здесь представлены автомобили и мотоциклы, ездившие по дорогам нашей страны в начале 20-го века. Все экспонаты - подлинные, не реплики (разумеется, прошедшие реставрацию). Большинство из коллекции Политехнического музея. Оформление зала сделано по мотивам IV Международной автомобильной выставки 1913г.

Пойдем смотреть. Русская транскрипция иностранных марок будет приведена так, как она писалась в то время.

1. Stoewer ("Стевер"), Германия, 1899г
модель
Grosse Stoewerwagen, 4-местный вариант.
двигатель 2.1 л, 2 цилиндра, 6.5 л.с.; 17 км/ч.
Фирма Stoewer начинала со швейных машинок, с 1898г стала производить автомобили. В России с 1905г, к 1913г стала одной из самых популярных.

-2

2. De Dion-Bouton ("Дион-Бутон"), Франция, 1899г
По терминологии того времени -
"вуатюретка", оснащалась легким одноцилиндровым двигателем.

-3

3. Трицикл этой же фирмы, с таким же двигателем:

-4

4. Электромобиль фирмы City and Suburban, модель Columbia Victoria Phaeton (Mark XII), Великобритания, 1901 г.в.
В 1902г был подарен британской королевой Александрой своей сестре - российской вдовствующей императрице Марии Федоровне.
Скорость около 25 км/ч, запас хода 60 км (по др. данным 20 миль).

Вообще электромобили были очень популярны на заре автомобилизма. Вот, например, часть каталога электромобилей фирмы City and Suburban, 1901-1905гг. Разнообразие моделей впечатляет !

5. "Феномобиль" 4/9PS, Германия, 1911г
Производились с 1907 на заводе Phanomen Werke Gustav Hiller AG, отсюда и название -
Phanomobil.
Преимуществами их считались дешевизна и экономичность. Более совершенные модификации Феномобилей производились аж до 1927г.
3 колеса, прямо на переднее навешен двухтактный мотор. 2 цилиндра, 6 л.с., 50 км/ч.

6. 7. Protos, Германия
Фирма производила автомобили с 1898г.

-8

8. AC, Великобритания, 1913г
"Сайкль-кар" (cycle-car) - по классификации того времени, автомобиль с объемом двигателя на более 70 куб.дюймов (1147 куб.см.) и массой не более 750 англ. фунтов (337 кг).

9. "Руссо-Балт" К12/20, 1911 г. в.
Масса около 1200 кг, двигатель 2.2 л, 20 л.с.;
Единственный в мире сохранившийся оригинальный "Руссо-Балт" (принадлежал Офицерской воздухоплавательной школе в Твери).

Значительную часть экспозиции занимают мотоциклы.

10. "Россия", 1903г
Выпускались на фабрике Лейтнера в Риге в 1903-1907гг.
Мотор - немецкий Fafnir.
74 кг; 250 куб.см., 1 цилиндр, 2.5 л.с.; 40 км/ч.
Привод заднего колеса "двойной": ремень от мотора и цепь от педалей - характерная черта многих легких мотоциклов того времени.

Данный экземпляр использовался как наглядное пособие в Учебной автомобильной роте, так что у него двигатель "разрезной"
Данный экземпляр использовался как наглядное пособие в Учебной автомобильной роте, так что у него двигатель "разрезной"

11. "Мото-Рев-Дукс", Россия, 1911г
Производство мотоциклов с 1909г.
За основу взята швейцарская модель
Moto-Reve. Экипажная часть изготавливалась в России, на неё ставился иностранный двигатель.
В 1909-1915гг "Мото-Рев-Дукс" выпустил ок.500 мотоциклов - крупнейший производитель в России того времени.
Модель 1910г: 32 кг; 2 цилиндра, 300 куб.см., 2 л.с.; 60 км/ч.

-12

12. Hamlet, Дания, 1912г
Производство мотоциклов с 1904г.
Двигатель V-образный, 2-цилиндровый.

-13

13. Humber ("Гумбер"), Великобритания, 1912г
Производство мотоциклов с 1902г.
1 цил., 500 куб.см.; 80 км/ч.

-14

14. Humber Twin, Великобритания, 1914г
Первый в мире мотоцикл с горизонтальным оппозитным двигателем воздушного охлаждения. Тяжелый дорожный мотоцикл, поставлялся в основном в армию. Всего в Россию было продано около 400 мотоциклов фирмы Humber.
964 куб.см., 2 цил., 8 л.с.; 100 км/ч.

-15

15. FN-4, Бельгия, 1913г
Производство мотоциклов с 1904г.
4-цилиндровый рядный двигатель, 500 куб.см., 6 л.с.; привод колеса карданным валом; 70 км/ч. Первый в мире мотоцикл с 4 цилиндрами.

-16

16. Indian Single Model E, САСШ, 1915г
Производство мотоциклов с 1901г; продажи в России с 1912г.
1 цил., 250 куб.см., 4 л.с.; 60 км/ч.

-17

17. Triumph Model H, Великобритания, 1915г
Старейшая мотоциклетная марка Великобритании, производство с 1902г; продажи в России с 1912г.
1 цил., 550 куб.см., 4 л.с.; 86 км/ч.

-18

Выставка развивается, в экспозиции время от времени появляются новые экспонаты. Приходите, не пожалеете !

ВДНХ, павильон 54 (справа от павильона "Космос").
Выставка относится к музею ГОНа, но билет отдельный, приобретается в кассе музея в павильоне 53 (напротив).
Точка на Яндекс-картах
Координаты 55.8359, 37.6224