Скандалы, сопровождающие выход фильма, могут сильно повлиять на его коммерческий успех, но с фильмом "Житие Брайана по Монти Пайтону" все получилось наоборот. Несмотря на первоначальные планы, согласно которым библейская комедия должна была дебютировать на 200 экранах по всей Америке, всплеск протеста со стороны религиозных групп привел к неожиданному повороту событий. Вместо того чтобы сдерживать распространение фильма, споры привели к трехкратному увеличению числа показов. Размышляя об этой неожиданной удаче, Джон Клиз во время выступления на американском ток-шоу с юмором признал, что протестующие невольно способствовали его финансовому успеху. "Они помогли мне разбогатеть", - прокомментировал Клиз, предложив выразить благодарность символическим жестом, например, послать им ящик шампанского.
Сюжет "Жития Брайана по Монти Пайтону" зародился во время рекламного тура предыдущего фильма команды, "Монти Пайтон и Священный Грааль". Эрик Айдл шутя предложил название "Иисус Христос: Жажда славы" в качестве их следующего проекта, что дало толчок к осознанию того, что комедия, посвященная Мессии, остается неисследованной. Изначально сатира была посвящена самому Иисусу, но энтузиазм команды угас, когда они углубились в его жизнь. Майкл Пэйлин, размышляя о принятом решении в 1979 году, заметил: "Стало очевидно, что в жизни Иисуса было минимум материала для насмешек, что делало это занятие бесполезным". Признав Иисуса прямолинейной фигурой с разумными учениями, команда отказалась от поверхностного фильма, посвященного только ему.
Творческий процесс сместился в сторону персонажа Брайана, задуманного как 13-й ученик, исключенный из Библии из-за своего вечного опоздания, постоянно пропускающего чудесные события на пять минут. Однако в итоге команда пошла по другому пути, придумав вариант, в котором неуклюжий Брайан (его сыграл Грэм Чепмен) не был напрямую связан с Иисусом. Вместо этого он предстал обычным жителем оккупированной римлянами Иудеи, по стечению обстоятельств жившим в ту же эпоху, но по ошибке принятым за мессию толпой.
Комики из "Пайтонов" намеренно избегали Иисуса и его учения. Вместо этого они карикатурно изображали политических агитаторов, доверчивую публику, соблазн забрасывать людей камнями, тонкости латинской грамматики и проблемы тирании при дефекте речи. Размышляя о своем подходе, Эрик Айдл отметил в книге Роберта Селлерса "Очень непослушные мальчики": "Я думал, что мы были довольно хороши. Мы избегали грубости по отношению к определенным группам".
Оскорбительно
Оказалось, что их усилия не были оценены по достоинству. Как раз в тот момент, когда Терри Джонс собирался приступить к съемкам фильма в Тунисе, Бернард Делфонт, исполнительный директор EMI, с запозданием ознакомился со сценарием и заявил, что его компания не может финансово поддержать такой проект. По неожиданному стечению обстоятельств Джордж Харрисон, бывший "битл", друг Эрика Айдла и поклонник "Пайтонов", выступил в роли спасителя. Харрисон вызвался заложить свой дом и внести 2 миллиона фунтов стерлингов (4,1 миллиона долларов), которые требовались команде, - помощь, которая впоследствии получила известность как "самый дорогой билет в кино".
Примечательным аспектом вложений Харрисона является его осознание потенциального риска, связанного с оскорблением христиан. В 1966 году, во время пика битломании, интервью Джона Леннона с Морин Клив в лондонской газете Evening Standard вызвало споры, когда он сказал: "Мы сейчас популярнее Иисуса; не знаю, что исчезнет первым - рок-н-ролл или христианство". В ответ последовали угрозы, пикетирование концертов и публичное сожжение записей "Битлз". Убийца Леннона даже привел этот комментарий в качестве одного из мотивов убийства. Однако Харрисон в 1966 году остался невозмутим. В интервью Evening Standard он задал вопрос: "К чему все эти разговоры о богохульстве? Если христианство это настолько хорошо, как о нем говорят, оно должно выдерживать хоть какие-то дискуссии". Очевидно, он придерживался такой же точки зрения, когда Эрик Айдл обратился за помощью к своему другу.
После завершения работы над "Житием Брайана" тишина не стала всеобщей реакцией. Несколько стран, включая Ирландию и Норвегию, предпочли ввести полный запрет. В Швеции фильм с юмором рекламировался как "настолько смешной, что его запретили в Норвегии". В Соединенных Штатах раввин Авраам Хехт, президент Альянса раввинов Америки, выразил свое резкое неодобрение журналу Variety, заявив: "Никогда прежде мы не сталкивались с таким грязным, отвратительным, кощунственным фильмом".
В Нью-Йорке кинотеатры встречали демонстрантов с плакатами, которые утверждали дьявольскую природу труппы, связывая "Питон = Змей = Сатана". И все же среди этих протестов Терри Гиллиам нашел положительный момент, о чем написал в книге "Very Naughty Boys". Он заметил положительный аспект в единении демонстрантов: "Я подумал, что, по крайней мере, то, что католики, протестанты и иудеи протестовали против нашего фильма, было довольно символичным... Мы добились чего-то стоящего".
Протесты не помогли
В Соединенном Королевстве оппозиция тоже присутствовала, хотя и не такая яростная. Некоторые местные органы власти решили запретить фильм, что, как ни парадоксально, способствовало его успеху. Вместо того чтобы отпугнуть зрителей, эти запреты побудили людей искать фильм в ближайшем городе, где его еще показывали. В ноябре 1979 года Джон Клиз и Майкл Пэйлин вступили в дискуссию о своей работе в эпизоде программы "Вечер пятницы, утро субботы", которую вел Тим Райс. В дебатах участвовали Малкольм Маггеридж, евангельский журналист и сатирик, и Мервин Стоквуд, епископ Саутварка. Клиз и Палин выступили в роли дебатеров, а Маггеридж и Стоквуд насмехались над ними и называли их фильм "Второсортным". Несмотря на пренебрежительные высказывания этих пожилых людей, их снисходительность мало что изменила в глазах зрителей. Более того, "Житие Брайана" заняло четвертое место среди самых кассовых фильмов в Великобритании за 1979 год.
Из этого следует, что протесты против фильмов на религиозную тематику, какими бы горячими и искренними они ни были, редко приносят желаемый эффект, о котором молятся протестующие.
Например, когда фильм "Изгоняющий дьявола" вышел на экраны, прихожане распространяли листовки, призывающие зрителей держаться подальше от кинотеатров, несмотря на утверждения сценариста и продюсера Уильяма Питера Блэтти о том, что это процерковный фильм. Однако, фильм собрал 110 миллионов долларов во время своего первого проката, заняв второе место среди самых кассовых фильмов в США за 1974 год. Аналогичным образом в 2006 году экранизация Роном Ховардом бестселлера Дэна Брауна "Код да Винчи" подверглась обвинениям в антикатолической направленности, но при этом заняла второе место среди самых кассовых фильмов в США за тот год.
Протесты не остановили Монти Пайтон, о чем свидетельствует их последующее творение - фильм 1983 года "Смысл жизни", режиссером которого снова стал Терри Джонс. Эта комедия зашла еще дальше на грешную территорию, включив в себя яркий песенно-танцевальный номер под названием "Каждый сперматозоид священен", сатирический взгляд на отношение католиков к контрацепции. В фильм также вошла сцена в школьной часовне, где директор школы Джон Клиз с юмором высмеивает неясность и скучность некоторых отрывков Ветхого Завета. Пародия продолжилась тем, что капеллан Майкла Пэйлина начал возносить прихожанам псалом, восхваляющий огромность Господа, а затем в страхе запел гимн с мольбой: "Господи, пожалуйста, не сжигай нас. / Не жарь и не поджаривай свою паству. / Не клади нас на барбекю / И не вари нас в бульоне".
Хотя ничто в "Жизни Брайана" не сравнится с дерзостью "Смысла жизни", последний фильм удивительным образом избежал запретов и бойкотов. Однако он не добился такого же успеха в прокате. Возможно, оглядываясь назад, Джон Клиз в шутку размышлял, не стоило ли ему подумать о том, чтобы отправить ящики с шампанским религиозным группам, призывая их к протестам, в качестве причудливой стратегии для привлечения большего внимания к фильму.