Найти тему
Cinema Asylum

Мнения: «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — ...)

Сегодня на стримингах вышла финальная серия первого сезона сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.) Жоры Крыжовникова («Горько», «Лед 2», «Фишер»).

Афиша сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.), ИРИ
Афиша сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.), ИРИ

Кажется, что в этом декабре режиссер Крыжовников со своим сериалом спутал зрителям все планы. Вместо марафона всех частей «Гарри Поттера» или просмотра уже ставших культовыми фильмов «Один дома», «Отпуск по обмену» или «Эта замечательная жизнь» миллионы зрителей каждый четверг ждали новую серию про 80-е в Казани. Когда в метро или из окон автомобилей то и дело слышишь композиции АИГЕЛ, невольно веришь, что сериал уже добился какой-то невероятной народной популярности. Его обсуждают, спорят, предлагают отменить и встают на его защиту, вспоминают, как было на самом деле, и ищут ошибки в репрезентации. Не могли и мы пройти мимо такого кинофеномена.

Первый сезон окончен, и настало время обсудить, в чем залог успеха сериала, что нам самим нравится, а что отталкивает в «Слове», какие кинематографические приемы работают, и захотел ли кто-то из нас стать «пацаном» после просмотра.

О чем сериал?

1980-е, Казань. Школьника Андрея (Леон Кемстач), достаточно положительного и скромного пионера, в добровольно-принудительном порядке заставляют «подтянуть по Английскому языку» другого парня, хулигана Марата (Рузиль Минекаев). Вот только есть одно обстоятельство — накануне этот школьник избил Андрея и ограбил его одноклассника. Постепенно между такими разными, на первый взгляд, персонажами зарождается дружба, со временем перетекающая в братство. И вот уже оба юноши — настоящие «универсамовские пацаны», действующие «по понятиям» и законам улиц.

В основу фильма легла книга Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х», в которой автор скрупулезно реконструирует то, что было, и пытается найти причины. Сам Гараев в школе тоже попал в одну из местных банд, «Низы», а потому не понаслышке знает про нашумевший казанский феномен. В книгу вошли откровения выживших в «лихие» годы, картина произошедшего глазами его участников. Есть в «Слове пацана» и документальная съемка, например, кадры из фильма «А у вас во дворе?» Валентины Кузьминой по сценарию Владимира Герасимова и Марины Разбежкиной. Разбежкина сама родилась и выросла в Казани, а уже с 1986 начала работать с документальной кинохроникой. Безусловно, в «Слове пацана» есть достаточное количество художественного вымысла, но есть и неприятная правда, которую подчас забывают люди, мечтающие вернуться в то время.

Конечно, и книга и фильм — не про драки в «коробке» стенка на стенку. Это подсвечивание проблем общества, в котором дети предоставлены сами себе и лишены не только эмпатии, но и мало-мальски адекватных ориентиров. Общества, в котором нет достойного уровня образования, чтобы заинтересовать детей наукой и растить будущих ученых. Общества, в котором физическое и психологическое насилие «спускается» на детей с высоты старших, а значит легитимизируется. Общества, в котором виновные не несут наказание, проблемы не прорабатываются, а жертвы становятся изгоями.

Проговорив это, вряд ли кто-то скажет «хочу жить так», но тем не менее многие критикующие видят в «Слове» романтизацию уличных группировок и бандитизма, образа жизни, в котором ты сам себя наделяешь силой и сам вершишь суд в обход общепринятых норм и правил. Не столько потому, что можешь, а потому, что, кажется, ты в этом обществе не нужен никому.

------------------------------------------------------------------------------------

Говорит Тарас Русаль:

Возможно, что если бы не резонанс в обществе, то сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» остался бы еще одним российским проходным сериалом. Но мы имеем, что имеем. И теперь это скорее не аудиовизуальное произведение, которое стоит разбирать по каким-то основным составляющим, а тренд или феномен, который многих захватил.

Намеренно или нет, но сериал точно попал в происходящее в нашей, да и в соседних странах. Сейчас, как и в конце 80-х, не ясно, что происходит. Государство меняет свой курс, люди возвращаются из зоны боевых действий, очень сложно становится доверять местным органом управления и службам правопорядка. А значит приходится брать все в свои руки. И особенно остро эта ситуация ощущается в регионах, где, чтобы жить, взрослые люди все больше работают, а дети часто остаются сами по себе.

Да, конечно, у сериала стоит маркировка «18+», но молодежь нынче продвинутая. Посмотреть «Слово пацана» не составляет большого труда. Но не каждый подросток пойдет после просмотра очередной серии обсуждать ее с родителями. Тут, к сожалению, легко может сработать та самая «романтизация насилия или преступности». Учителя тебя ругают, родители не понимают, а пацаны с улицы поймут и примут. Они всегда рядом, они помогут найти потерявшуюся сестренку, помогут успокоить расстроенную мать, защитят тебя, если попросишь, будут вместе с тобой смеяться, тренироваться и даже создавать бизнес. Да и законы у них справедливые. Каждому по потребностям... Если что-то не так сделаешь, конечно, получишь, но ведь заслужил.

Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.), ИРИ
Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.), ИРИ

Все сложнее основными мыслями сериала — о потерянном поколении, о том к какому аду такой образ жизни может привести, о, на самом деле, безразличии к твоим действительно важным проблемам, о том, что за любым преступлением будет наказание. Чтобы все это понять, нужно действительно осознанно смотреть, выстраивать причинно-следственные связи и рассуждать. И вот с этим у молодого поколения могут возникнуть сложности. Значительно проще надеть дурацкую шапку и пойти на разборку с соседним классом, чем начать думать о своей жизни, или хотя бы посмотреть к каким последствиям может все привести.

------------------------------------------------------------------------------------

Говорит Амалия Бабаян:

Я никогда не смотрю сериалы, так скажем, в реальном времени. Жду, пока выйдут все серии, чтобы проглотить их разом, как если бы это был фильм. Со «Словом пацана» хотела поступить таким же образом, но не получилось. Новый российский сериал успел стать главным отечественным киноявлением и вызвать резонанс в обществе еще на середине пути. Я сорвалась и вслед за всеми подписалась на мазохистское ожидание четвергов.

При том что сериал заработал высокие рейтинги, критическое признание и народную любовь, он изрядно претерпел: слитые серии, вынужденная пересъёмка, обвинения в романтизации насилия и последующие угрозы отзыва прокатного удостоверения. Претензия относительно мотивации подростков на драки, лично мне, кажется абсурдной. Как минимум потому, что у «Слова» стоит возрастное ограничение — 18+, и как максимум — потому что в мировом кино еще лет десять назад задалась мода на антигероев, апофеозом которых стал «Джокер» Тодда Филлипса.

Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.), ИРИ
Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.), ИРИ

«Джокеру» тоже в свое время досталось за якобы оправдание жестокости. «Бойцовский клуб» упрекали в прославлении бандитизма. Про «Крестного отца» и «Брата» я вообще молчу. Создается ощущение, будто романтизацией считают все, что сделано не на коленке, и претендует хотя бы на какую-то серьезность. Продуманная драматургия, качественные операторская работа и монтаж, сильная актерская игра — «да, нам пытаются что-то задорого продать».

Вот только это не романтизация насилия, а исследование гадкой правды, где преступники, между прочим, не остаются безнаказанными. Вопрос только в том, кто выносит приговор: они сами или кто-то другой. Благодаря тому, что последняя серия существует в двух видах, мы имеем оба ответа. Выбирайте, какой финал устраивает вас лично.

------------------------------------------------------------------------------------

Говорит Диана Агаларови:

Сериал однозначно притягивает зрителя своей историей. Конечно, новостная волна вокруг него пробудила интерес даже тех, кто вообще не собирался смотреть. Благодарить стоит, по большей части, динамичный сюжет, развитие событий в сериале происходит нон-стоп. Кадры не успевают сменять друг друга: на протяжении всего сериала используется джамп-кат (рваный монтаж). Это еще больше погружает зрителя в происходящее, ему позволено заглянуть внутрь души героев.

Если в начале сериала главные герои Вова «Адидас», Марат без раздумий следуют своим идеалам, слову пацана, то все ближе к концу они начинают мысленно оспаривать всю концепцию их жизни в группировке. Линия другого героя, Андрея «Пальто», наоборот, показывает привлекательность обретенного статуса пацана. Юному, изначально чрезвычайно скромному герою пришлось мгновенно повзрослеть в силу обстоятельств, свалившихся на его плечи. При этом новые знакомые расположили его к себе, показав свое небезразличие к судьбе героя.

Цепляет внимание и сюжетная арка каждого из троих пацанов, они движутся в реверсном направлении по отношении друг к другу. Начиная с момента, когда Марат приводит Андрея к пацанам, судьбы героев начинают меняться. «Пальто» начинает жить по понятиям, видя в этом смысл дальнейшей жизни, защиту от внешнего мира. Марат и «Адидас» встречают возлюбленных. Общение с ними открывает им глаза на изъяны «пацанской» жизни, что в конце приводит их радикальным изменениям.

Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.), ИРИ
Кадр из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» (2023 — н.в.), ИРИ

Но есть еще один момент. Он ярко виден, когда Марат примыкает к новой для него структуре. Его принимают в комсомольцы. Одна из финальных сцен показывает, что для героя ничего не меняется. Он также вершит свое правосудие без помощи государственных структур, получив блат от нового лидера. Герой оказывается снова в закрытом обществе, живущем по своим понятиям. Создатели таким образом показывают, что жизни вне группировки быть не может, это подтверждает и расклад истории «Адидаса». Однако, глобальная мысль, на которую наводит режиссер: гораздо проще править массами, чем индивидуумами, отбившимися от стада.

------------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!