Найти в Дзене
Культур-трегер

Странный бал: что омрачило дебют дочерей Николая II в высшем свете Петербурга?

Императрица Мария Федоровна, портретная миниатюра 1910-х годов.
Императрица Мария Федоровна, портретная миниатюра 1910-х годов.

В феврале 1914 года вдовствующая императрица Мария Федоровна решила устроить бал в честь официального выхода в высший свет любимых внучек - старших дочерей Николая II Ольги и Татьяны.

Великие княжны Ольга и Татьяна, фото 1914 года.
Великие княжны Ольга и Татьяна, фото 1914 года.

Поскольку Ольге уже исполнилось 18 лет, ее первый бал уже провели в Крыму в Ливадийском дворце в ноябре 1913 года, но на этом торжестве присутствовал ограниченный круг гостей.

Однако для 17-летней Татьяны бабушкин бал становился первым серьезным светским мероприятием.

Помимо великосветского дебюта дочерей царя, уникальность этого события была и в том, что Мария Федоровна не давала балов уже более 20-ти лет, с тех пор как умер ее супруг император Александр III.

Аничков дворец в Петербурге, фото начала XX века.
Аничков дворец в Петербурге, фото начала XX века.

В назначенный час Аничков дворец Марии Федоровны наполнили нарядные гости и в 21-00 Николай II под руку со старшей дочерью Ольгой открыл бал торжественным полонезом, однако уже на втором танце случился ужасный конфуз.

Дочь бывшего министра иностранных дел и посла Российской Империи в Париже А.П. Извольского Елена Извольская так вспоминала об этом:

Но когда оркестр заиграл первую кадриль, произошло недоразумение. Никто из молодых людей не пригласил на танец великих княжон.

Сейчас уже трудно сказать, с чем это было связано. Может быть, с робостью перед царской фамилией, а может быть, с плохой организацией бала. Хотя продумать вопрос о том, чтобы царские дочери не испытывали недостатка в кавалерах, было первейшей задачей распорядителя бала.

Я склоняюсь к тому, что этот казус был следствием того, что дочери Николая II фактически не общались со своими сверстниками из высшего света и никого из них не знали.

Та же Елена Извольская (как характерный представитель "золотой молодежи") тоже отметила этот факт:

Монархи избегали Петербурга и не общались практически ни с кем из политических и светских фигур общества. Царица особенно настороженно относилась ко всем, кто не относился к ее узкому кругу.

Но что бы там ни было причиной, факт остается фактом - дочери царя остались стоять у стенки во время всеобщего веселья и, наверное, должны были испытывать те же эмоции, что и Наташа Ростова в романе Льва Толстого.

Положение спасли церемониймейстеры, которые подбежали к не танцевавшим офицерам и попросили их пригласить Ольгу и Татьяну на танец. Однако фактически дочери царя стали танцевать только уже где-то ближе к концу кадрили.

Вторым моментом, вызвавшим всеобщее удивление и недоумение стало то, что императрица Александра Федоровна уехала уже спустя час после начала торжества, что многие из гостей сочли демонстративным неуважением к хозяйке бала Марии Федоровне, а также странным отношением к своим дочерям.

Ведь кому, как не матери, нужно было разделить со своими дочерьми все радости и волнения их великосветского дебюта.

Впрочем Николай II с дочерьми веселись на этом балу до самого конца и уехали домой уже только после трех часов ночи.

Казалось бы все закончилось хорошо, но уже на следующие утро все Петербургские сплетницы обсуждали казус с дочерьми царя и странное и "неуважительное" поведение Александры Федоровны.

Даже если предположить, что царица в этот вечер недомогала, важность этого события диктовала ей обязанность присутствовать на нем как можно дольше.

В целом эти факты говорят о том, что обособленное существование царской семьи сказывалось не только на том, что сам Николай II и его супруга становились все более чужими в среде высшей аристократии, но и в том, что их дети с трудом находили язык сверстниками.

Все это в значительной степени аукнулось в 1917 году, когда пропасть между царской семьей и дворянской верхушкой общества (которая в немалой степени и предала своего монарха) стала уже сложно преодолимой.