Активные отклики на предложения Белоруссии повысить тарифы на прокачку нефти по нефтепроводу “Дружба” (для северной ветки – на 43% - до 653,8 рубля за тонну) поступают из Казахстана. 1 млн тонн в год казахстанской нефти для Германии не покрывают расходы белорусов на содержание северной “Дружбы” при нынешних тарифах. Казахи же посчитали, что при таком росте тарифа их убытки от транспортировки 1,2 млн тонн нефти в 2024 году составят $2,64 млн.
Без калькулятора в руках с восточными партнерами торговаться сложно. А расчеты свидетельствуют о том, что казахи в убыток не идут. Когда они говорят о своих потерях, речь не об убытках, а о некотором снижении их доходов. По Казахстану проходит 168 км трубы. Это лишь 7% от общей протяженности трубопровода. Зато долю в доходах от прокачки по своему отрезку трубы Казахстан получает 18% - более чем вдвое выше доли участия. И даже в случае принятия новых белорусских тарифов, РК продолжит получать непропорционально больше, чем должна. К тому же допрасходы все равно лягут на потребителя.
Плата за транзит нефти в 2022 году по нефтепроводам, проходящим по территории РК, РФ и РБ распределялись так: 61% - РФ, 26% - РБ 14% - РК. Несмотря на повышение общей стоимости транзита по всей ветке с 1627,2 руб./т в 2022 году до 1840,4 руб./т в 2023 году, доля России уменьшилась до 57% (1051,9 руб./т). Тогда как доля РБ снизилась всего на 1 п.п, а доля РК напротив увеличилась до 18%. По белорусскому предложению на 2024 год стоимость услуг транзита нефти по всем трем странам должна повыситься по отношению к 2023 году – на 15% до 2 114,0 руб./т. А баланс должен быть таким: РФ получает 53%, РБ – 31%, а РК – 16%. По отношению к 2023 году, в рублях Россия получает прибавку в 7%, Беларусь – 43%. Казахстан – 0%.
При этом прокачка нефти по территории РФ в долларах США становится даже дешевле – на 2% в 2024 году по отношению к 2022 году.
Argus, проанализировав маршруты экспорта казахстанской нефти, выяснил, что самый выгодный из всех - нефтепровод “Дружба”. Логистика по "Дружбе" обходится даже дешевле КТК. А самыми затратными маршрутами, по мнению канала Energy Monitor, являются Баку-Тбилиси-Джейхан и Батуми (порт в Грузии).
ВК: https://vk.com/tvreaction
Telegram: https://t.me/neftegram