Один из тех редких случаев, когда заморское кино все же официально вышло на наших экранах. «Феррари» заинтриговал еще когда прошла волна положительных отзывов после показа на Венецианском фестивале, с длительными овациями, все как положено, что конечно, дало повод ждать фильм Майкла Манна.
И да, «Феррари» это не классическая биография от рождения до смерти.
Это размеренная, как сама жизнь, история трех самых насыщенных лет Энцо Феррари.
Возможно, кому-то не хватит экшена, но тут как всегда всем не угодишь, ведь вспомним «Оппенгеймера», когда его хейтили за слишком высокую динамику, чтобы вместить всего и побольше.
А тут оказывается, слишком медленно. Поэтому выводы лучше делать самостоятельно.
И это безусловно не фильм о гонках, гонщиках или что там еще часто говорят про то, о чем фильм. Это даже не про сложность судьбы или про «чем нужно жертвовать ради успеха».
Пожалуй, больше всего картина цепляет своей честностью, не в том плане, что все диалоги или события в фильме были в реальной жизни, не будем мыслить так скучно. Честностью с точки зрения многогранности человеческой натуры.
Чисто как высказывание из Шрека: «Огры, они как лук, многослойные».
Эти три года Энцо Феррари показывают его в определенном возрасте, с пережитыми потерями, болью, убеждениями. И его поведение и диалоги открывают зрителю характер Феррари сквозь весь жизненный опыт. А потому обладая хоть какой-то эмпатией, можно понять, что это за человек, даже не зная историю От и До.
Феррари глубоко понимает свои решения и выбор, признается в них, что делает его честным в первую очередь с самим собой.
Он искренне любит гонки, и высказывается: «Они участвуют в гонках, чтобы продавать машины. Мы продаем машины, чтобы участвовать в гонках. Разница огромная».
Он очень четко и честно видит свой путь.
Он понимает, что смерть - это часть того пути, который он выбрал. И ты либо принимаешь его, либо уходишь из этой сферы. И это понимание помогает ему не чувствовать вину, что это случается в его машинах.
Он говорит: находясь в моей команде, вы либо готовы отдать жизнь за победу, либо вам нечего делать тут.
Он сам был гонщиком, он сам относился к этому с таким подходом и понимает, о чем говорит.
В какой-то степени это отношение могло сформироваться после войны. А могло после потери отца, брата и близких друзей. Каждый справляется с внутренней травмой по-своему
И по сути, говоря про то «чем нужно жертвовать ради успеха», это не вопрос жертвы, это вопрос того, что смерть - это часть процесса в этой сфере, «избытки профессии».
Как для актера вживаться в роль - может быть тяжело и больно, не все это выдерживают, но это часть выбранного пути.
Тут нельзя сказать, что это жертва, или что эта сфера делает его несчастным.
Эта сфера учит по-другому относиться к неизбежному, учит уметь выносить боль, переживать ее.
Несчастье и способность выносить боль - между ними пропасть.
С точки зрения бизнеса, мы видим, что он та еще зубастая акула, играя в игры с журналистами. Он знает кто и что про него пишет и не желает говорить со стервятниками. В то же время он спокойно подставляется под пули журналистских обвинений.
Ведет интриги, чтобы получить финансирование.
Помимо профессиональной сферы нам показывают Энцо Феррари со стороны личных отношений, будь-то с женой, с которой был пройден огромный путь, как с точки зрения построения бизнеса, так и с точки зрения угасшей любви и семейной драмы, и будь-то с другой женщиной, которую он любит, с которой он чувствует спокойствие.
К жене, Лауре, он относится с уважением, несмотря на ее характер. Он понимает, какой путь они прошли вместе, и какую боль потери испытали. И это большая мужская сила с достоинством относиться к той, которую уже не любишь, но уважаешь из-за прошлого.
Лина является для него утешением и возможностью «быть дома». Он любит своего младшего сына и почитает память старшего. И все это говорит о его семейственной стороне личности. Для него важна не только работа или его профессиональная страсть, семья и близкие люди для него не менее важны.
Поэтому и к женам погибших пилотов он относится с заботой, давая им обеспечение.
Это история о многогранной личности, показанной нам, снимая слой за слоем этой луковицы, заставляя если не плакать, то проникнуться не к герою, а к человеку.
Потому что в жизни нет героев, есть те, кто честны на своем пути, на котором порой нужно принимать сложные решения, при этом сохраняя достоинство и человечность.
Если вы уже посмотрели этот фильм, то поделитесь, что впечатлило именно вас?