Продолжение. Начало 19.12.2023, 20.12.2023 г.
В целом, при анализе ситуации складывается впечатления о том, что в настоящее время в более или менее развитых и благополучных странах, в том числе и в России такого рода причины вряд ли являются основополагающими в генезе демографических проблем, хотя своё значение они могут иметь. В то же время обращает на себя внимание то, что в современном мире избежали демографического спада и даже существенно прибавляются в численности популяции, отличающиеся определёнными характеристиками. Увеличивается число тех, кто способен жить естественнее, проще смотреть на вещи, реальнее видеть мир и своё в нём место, ставить выше всего традиционные семейные и общие человеческие ценности, касающиеся хотя бы той конкретной популяции людей, в среде которых протекает жизнь человека и его близких. Всё это позволяет таким людям менее эгоистично и более философски смотреть на вещи. В таких сообществах закономерен здоровый природный и культуральный скептицизм, конструктивное критическое отношение к «новшествам», некий, также здоровый консерватизм. Это не позволяет так называемой современной цивилизации в её не всегда действительно прогрессивных, а нередко и противоестественных, и заведомо вредных с точки зрения влияния и на здоровье, и на состояния духа и направление мыслей, и собственно генеративную часть бытия, проявлениях, особенно вмешиваться в их жизнь. Люди сохраняют большую или меньшую физиологическую и психологическую устойчивость, более адаптивные жизненные приоритеты, меньше боятся трудностей, связанных с рождением и воспитанием детей и больше рассчитывают на помощь в последнем не только близких, но и более дальних родственников. Дети, которых они производят на свет, не менее здоровы, одарены и перспективны, чем те, которые рождаются в другой, пусть даже самой экономически благополучной среде. Важной предпосылкой многодетности здесь является также и то уважение, которым пользуются в популяциях такого толка, где родственные отношения порой приобретают едва ли не культовое значение, большие семьи. Здесь уместно, наверное, вспомнить и о том, что адаптивное значение большой семьи прекрасно осознаётся и в некоторых кругах нетипичных форматов, в богатых и известных семьях старого и нового светов. Не маленькими были и традиционные и уважаемые российские семьи, (например, семья великого русского писателя-философа Л.Н. Толстого), в то время как не семейные и не имеющие детей люди даже подвергались некоторому остракизму (бобыльство). Отрицательное отношение к бездетности и общественное непризнание в связи с этим нашло место и в библейских источниках (бездетный Йохим, будущий отец девы Марии и его изгнание в связи с его неполноценным семейным положением из привилегированной части храма).
Как показывает уже предварительный анализ общей ситуации, в современных демографически неблагополучных популяциях наиболее проблемным слоем является как раз тот, который в новые и относительно новые исторические времена считается и считался основой социума, главной производительной и общественной силой. Это так называемый средний класс. Если в других частях общества, диаметрально противоположных в материальном смысле, у самых обеспеченных и наиболее бедных и в определённой своей части ещё и неблагополучно социализированных граждан, достаточно часто бывает много детей, в том числе и родившихся в рамках разных, брачных и внебрачных союзов, то этого нельзя сказать об упомянутой выше «золотой середине». Хорошо обеспеченные рассчитывают на то, что вырастят и хорошо устроят в жизни своих детей без особенных личных сложностей и ограничений, им позволят их финансовые возможности. Наименее экономически благополучные не поднимают высоко планку своих притязаний ни по уровню комфортности для себя, ни «счастливого детства» для своих детей, ни по обеспечению их будущего и уповают на то, что те, во-первых, уже с раннего возраста должны и смогут сами о себе позаботиться, во-вторых, это обязаны делать общество и государство. Таким образом, хотя и с разной мотивацией, но и тем и другим группам, находящимся по своим материальным возможностям выше, либо ниже среднего класса, многодетность не представляется особенно обременительной в личном плане и, поэтому нежелательной. Есть и другие мотивы, в связи с которыми эти обе «краевые» группы стремятся иметь много детей. Богатые опасаются того, что праведно, либо неправедно нажитое, либо каким-то другим образом доставшееся им богатство, «пойдёт по ветру», когда они состарятся, начнут болеть, отправятся в «мир иной» и т.д. Им хочется, как обеспечить будущее своего состояния, так и пытаться максимально эффективно его использовать. Наиболее надёжным и благим лично для них вложением, этим людям зачастую представляется инвестиция в детей, которых предпочтительнее иметь больше, чтобы «подстраховаться». Малоимущие «неудачники» хотят иметь потомство, потому что боятся одиночества, надеются на помощь со стороны даже ещё далеко не взрослых членов семьи, в том числе и в ведении хозяйства, каком-то их заработке, уходе и присмотре с их стороны за другими домочадцами, новыми детьми, престарелыми и больными и т.д. Разочаровавшись в собственных перспективах, с ними они связывают и свои надежды на лучшее будущее – призрение в преклонном возрасте, возможное улучшение материального положения семьи пусть даже в довольно отдалённой перспективе. Рассчитывают на то, что их дети добьются того, о чём они мечтали, но осуществить не сумели и т.д.
Продолжение следует.